Теория и практика связей с общественностью для студентов

Национальный PR в Прибалтике

После распада СССР страны-участники «стартовали» одновременно в сторону собственного развития. Все эти страны находятся на разных уровнях становления, однако, рынок PR-услуг в каждой из них находится в стадии динамического развития. Перемены в современных международных коммуникациях носят структурный характер и позволяют говорить о вступлении связей с общественностью в качественно новый этап развития, при этом очевидна невозможность возврата к пройденным схемам и моделям.




Страны Балтии тесно связны с Россией на географическом, политическом и культурном уровне, именно поэтому изучение опыта PR-деятельности и обмен навыками эффективной профессиональной коммуникации в данных странах является на сегодняшний день актуальной задачей. Интеграция практических знаний и умений в области PR в контекст коммуникаций между странами приведет к качественно новому уровню взаимодействия, создаст новые возможности для развития различных направлений PR: коммерческой сфере, некоммерческой, социально-культурной и политической.

Последние несколько лет специальность «Связи с общественностью» стала одной из самых востребованных в Прибалтийских государствах. Однако существует ряд проблем, которые не дают данному виду деятельности реализовать свой потенциал, среди них проблемы в сфере профильного образования, разграничения понятий  «PR» и «рекламы», национализация сферы PR,  его границы и др.

Развитию PR в Прибалтике способствует проведение различных форумов и конференций.  Например, Baltic PR Awards — это ежегодный форум в области коммуникаций в Северной Европе, который проводится, начиная с 2005 года. Организаторами форума выступают Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA), Латвийская ассоциация специалистов по связям с общественностью (LASAP), Союз литовских специалистов по связям с общественностью (LRVS), Ассоциация агентств по связям с общественностью Литвы, а также Эстонская ассоциация по связям с общественностью (ЭПРА). Традиционно, форум состоит из двух частей — конкурса лучших PR-проектов года и конференции.

Развитию PR в Эстонии способствовало создание ассоциации по связям с общественностью — Estonian Public Relations Association (EPRA) в 1996 году.

В Латвии действуют  2 ассоциации по связям с общественностью, объединяющие юридических и физических лиц:

LSAKA — Latvijas sabiedrisko attiecību kompāniju asociācija — основана в 2001 году 24 апреля с целью развивать отрасль связей с общественностью в Латвии, соблюдать стандарты этики и качества и информировать общество об актуальных новостях отрасли. В 2007 году агентства, входящие в LSAKA, оказывали свои услуги  55%  пользователей рынка PR-услуг.   В 2008 году LSAKA вступила в Латвийскую конфедерацию работодателей, а также продолжала работу в консультативных советах. Сейчас в ассоциации состоят девять PR-агентств

LASAP — Latvijas Asociācija Sabiedrisko Attiecību Profesionāļiem основана в 2001 году, в ней состоит около 70 физических лиц, среди которых есть работники и руководители PR-агентств, как, например, Инга Латковска, которая является председателем правления крупного PR-агентства «PR-Stils» и председателем правления ассоциации LSAKA,  так и руководители PR — отделов, маркетинга, коммуникаций различных предприятий и государственных учреждений (Nordea, Parex banka, газета Diena, Министерство Благосостояния, городские думы Лиепаи,  Юрмалы,  Риги, «TEZ TOUR» и др.).

Прибалтийский  PR – это национальный бизнес, в первую очередь всего из-за существующих языковых барьеров, а также, специфики контактов. Сила специалиста в этих государствах определяется наличием знакомств с нужными людьми в нужных местах в нужное время. Специалисты PR-рынка утверждают: чтобы иметь успешный бизнес, нужно жить там, где работаешь. Еще одним способом выживания в последнее время стали объединения различнх PR-агентств с целью комплексного обслуживания клиентов. Это не только объективная необходимость, но и модная тенденция последних лет.

Прибалтийский PR-бизнес также отличает серьезный опыт общения Россией, схожесть культурного, исторического и социального фона с российскими компаниями позволяет вести взаимовыгодные контакты.

Анализируя, к какой модели PR отнести PR-рынок стран Балтии, можно отметить, что на них оказала влияние, как американская школа, так и европейская. Однако эстонский PR-рынок, в своем развитии, не обязательно должен повторять всю историю развития коммуникационных структур на Западе,  учитывая многонациональные особенности, можно взять оттуда самое лучшее и найти те схемы, которые подойдут непосредственно к странам Балтии.

Делая вывод, можно отметить, что рынок PR-услуг Прибалтийских государств активно развивается, этому способствует создание профессиональных ассоциаций, проведение деловых профильных мероприятий, расширение набора предоставляемых услуг PR-агентствами, развития образования в PR-сфере, а также изучение опыта других стран.




Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru