Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Специфика продвижения поэтов и монетизации литературного творчества

Исторически в обществе сложилось мнение о том, что поэзия является элитарным и эксклюзивным видом творчества. Для того чтобы стать поэтом нужно было образование, определённое воспитание, морально-нравственные принципы и связи, поэтому известные литераторы XVIII – XIX века, за редким исключением, были представителями высшего дворянского сословия. С ростом доступности среднего образования литературный путь могли проложить люди разного класса и достатка. В Советском Союзе успешные поэты и писатели также считались элитой, рост книгоизданий и государственной книготорговли предоставляли возможность выпустить сборники произведений за государственный счёт, что создавало образ успеха и признания.

В 90-е годы XX века творчество начало уступать место необходимости извлечения быстрой прибыли. Однако такая тонкая сфера как поэзия не подходит для моментальной монетизации, возвышенная, интеллектуальная и затрагивающая тонкие движения души, она быстро перешла в разряд андеграунда. Сегодня ситуация кардинально изменилась, развитие интернета и социальных сетей открывает уникальные возможности для творческих людей сделать их путь ярче и плодотворнее, появилось такое понятие как «сетевые поэты», их влияние в литературной среде и популярность повышается с каждым годом. Лайки и репосты помогают авторам стихов превратить талант и хобби в настоящую профессию.

Всё началось с появления тематических поэтических порталов, таких как поэзия.ру, стихи.ру и других, а затем активность перешла в социальные сети, которые позволяют свободно делиться творчеством, создавать личный бренд, оценивать интерес аудитории, формировать комьюнити поклонников, которые бы могли мгновенно поделиться произведением с друзьями и обсудить с автором свои переживания. Онлайн-среда формирует новую культуру, где литература больше не является чем-то эксклюзивным, а открывает двери для молодых творцов с широкими взглядами и амбициями, здесь любой желающий может заявить о себе.

Этот канал помогает быть услышанным, реализовать свой потенциал, а не только прибывать в поэтической комплиментарной среде или устраивать поэтические вечера для друзей. Кроме того, как только проект набирает аудиторию и общественный вес, то сразу возникает возможность для извлечения прибыли: выпуск сборников, сотрудничество с бизнесом, реализация корпоративных проектов, продажа рекламных площадей, выпуск собственных товаров. Авторы здесь являются не только литераторами, но и предпринимателями.

Поэзия — заслуживает большего общественного резонанса, а современные поэты — это уже не интроверты, которые днями и ночами сидят в комнате и записывают что-то у себя тетраде. В большинстве своём — они интересные, коммуникабельные, тонкие личности, активные пользователи социальных сетей, и должны быть на острие общественной жизни получая признание. Если раньше методом распространения творчества были книги, то сейчас в основном онлайн-среда. Вряд ли в наше время кто-то пойдёт в книжный магазин без определённой цели и купит сборник стихов неизвестного автора. Сегодня чтобы печататься и выходить в тираж нужно собрать собственную аудиторию, и соцсети в этом активно помогают.

Несомненно, профессиональная литературная среда, которая формирует условия для развития поэзии как искусства, может ставить под сомнение творчество так называемых «сетевых поэтов», но очевиден тот факт, что социальные сети активно осваиваются в поэтической тематике и примером здесь служат различные успешные творцы. Например, канадская поэтесса Рупи Каур — олицетворение того, как сильно изменился мир поэзии. Девушка начала публиковать свои стихи о любви к себе и красоте мира в 2012 году, сначала в «Tumblr», а затем в «Instagram», её первый сборник стихотворений «milk & honey», был переведен на 40 языков, в том числе и на русский, по всему миру было продано около 3,5 миллиона копий, количество подписчиков её аккаунта сегодня насчитывает более 4 млн пользователей. По данным проведённых исследований, в 2017 году двенадцать из двадцати лучших поэтов в США, были инста-поэтами, именно ими были составлены поэтические сборники, ставшие бестселлерами.

В России также много примеров успешных поэтов, которые стали известными благодаря социальным сетям, например, Ах Астахова, Сола Монова, Дмитрий Быков, Вера Полозкова, Фёдор Сваровский, Артём Моргунов, они имеют не только большую аудиторию в социальных сетях, но и успешно монетизируют своё творчество.

Продвижение творчества поэта — это организация спланированной и целенаправленной коммуникации автора с действующими и потенциальными читателями, а также всеми участниками литературного процесса. Здесь каждый творец должен понимать, что его произведения — это продукт, который обладает такими же потребительскими свойствами как коммерческие товары и услуги, что бывает сложно осознать творческим людям.

Поэзия существует, а значит в ней есть потребность, и она удовлетворяет некие нужны потребителей, с этой точки зрения её можно рассматривать в маркетинговом аспекте. В свою очередь литературное творчество — специфический процесс, здесь сложно установить рамки, спланировать заранее, подчинить статистики или описать при помощи формул, в этом и заключается сложность стратегического планирования в рассматриваемой сфере. Чтобы выстроить коммуникации грамотно и эффективно, важно выбрать правильное позиционирование своего «товара», понять целевую аудиторию, создать концепцию отстройки от конкурентов на рынке аналогичных творческих предложений.

 

Яндекс.Метрика