Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Технологии и этапы создания внутрифирменных коммуникаций

Формирование внутрикорпоративных коммуникаций состоит из шести ключевых этапов: коммуникационный аудит, развитие корпоративной культуры, разработка корпоративных стандартов, создание единого информационного пространства, повышение лояльности персонала, получение обратной связи и оценка эффективности.

На первом этапе должна осуществляться диагностика состояния внутренних коммуникационных процессов (коммуникационный аудит), важно проанализировать на каком уровне находится передача информации на данный момент, какие каналы используются наиболее и наименее эффективно, оценить текучесть кадров, частоту возникновения конфликтов и степень удовлетворенности персонала путём проведения опроса. Далее с помощью проведения ситуационного анализа выделяются сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности развития внутрикорпоративных коммуникаций.




Коммуникационные процессы внутри компании определяются её корпоративной культурой, если сотрудники разделяют ценности фирмы, то и передача информации становится более эффективной и целостной, снижается риск возникновения недопонимания и конфликтов. Именно поэтому на втором этапе происходит её осмысление и упорядочивание.

Элементы корпоративной культуры — это системы ценностей и норм, которые разделяются персоналом и определяют их организационное поведение: миссия, видение, философия, история, ценности, цели, мифы, ритуалы.

Третий этап формирования внутрикорпоративных коммуникаций — разработка корпоративных стандартов. Здесь может быть разработано несколько документов, например, Регламент внутренних коммуникаций, Корпоративный кодекс, Кодекс корпоративной этики и т.д.

Следующим этапом является создание единого информационного пространства, включающего систему внутренних коммуникаций — совокупность информационных каналов, эффективно распределяющих информацию внутри организации, делового, эмоционального и интеллектуального характера.

Информационные каналы и инструменты — это пути и средства движения информационных потоков внутри организации, в первую очередь к ним относятся:

  • информационные внутренние рассылки;
  • стенды информации;
  • горячая линия;
  • выступления высшего руководства и руководителей отделов;
  • собрания и совещания;
  • презентации;
  • мотивационные беседы;
  • ответы на вопросы;
  • корпоративные СМИ;
  • мессенджеры;
  • корпоративные сайты и страницы в соцсетях;
  • деловые встречи и переговоры;
  • «сарафанное радио» — нежелательный элемент, так как может привести к распространению недостоверной информации и слухов, но присутствует во всех организациях, поэтому нуждается в дополнительном контроле.

Следующий этап — повышение лояльности персонала. Здесь в первую очередь отметим систему адаптации, обучения и наставничества. Это важнейший инструмент внутрикорпоративных коммуникаций, направленный не только на успешное внедрение нового сотрудника в коллектив и трудовую среду, но и ознакомление его с основными ценностями и нормами, правилами и традициями общения по вертикали и горизонтали.




Специальные внутренние мероприятия также играют важнейшую роль при формировании неформальных внутрикорпоративных коммуникаций и повышении лояльности, они улучшают межличностные отношения, формируют дружеские связи, улучшают микроклимат, к ним относятся:

  • поздравления с днем рождения, юбилеями, выходом на пенсию;
  • корпоративные мероприятия, посвященные календарным и профессиональным праздникам;
  • семинары, тренинги, курсы повышения квалификации;
  • съезды и конференции сотрудников;
  • выезды на природу, тимбилдинг;
  • конкурсы;
  • геймификация и квесты;
  • семейные досуговые мероприятия;
  • экскурсии для членов семей сотрудников.

Заключительный шестой этап — получение обратной связи и оценка эффективности. После проведения мероприятий по повышению уровня внутрикорпоративных коммуникаций важно оценить мнение персонала и уровень информационных потоков. Для этого могут быть использованы опросы, в том числе онлайн, личные беседы, наблюдение, показатели текучести кадров и уровень выполнения плана работ. Для оценки также могут быть использованы следующие критерии:

  • целостность системы внутрикорпоративных коммуникаций;
  • уровень доверия к корпоративным СМИ;
  • удовлетворенность качеством информации;
  • знание сотрудниками основных внутренних документов;
  • лояльность к руководству;
  • имидж компании как работодателя;
  • посещаемость корпоративного сайта и соцсетей;
  • количество участников специальных мероприятий;
  • уровень активности и вовлечённости персонала во время внутренних мероприятий.

Яндекс.Метрика