Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Тенденции развития сферы PR в России 2020-2023: проблемы и перспективы

Сегодня актуальность деятельности по связям с общественностью не подлежит сомнению. Комплексное выстраивание коммуникаций позволяет повысить известность и доверие, позиционировать на рынке, сформировать устойчивые ассоциации, укрепить имидж и репутацию, зарекомендовать себя лидерами и профессионалами в отрасли, идентифицировать и дифференцировать бренд на рынке, создать позитивные и взаимовыгодные отношения с внутренними и внешними аудиториями, увеличить прибыль. При правильном использовании PR может дать компании возможность преодолеть практически любое кризисы и препятствия, с которым она может столкнуться.

Внешние факторы

После потрясений 2020-2021 годов, связанных с пандемией COVID-19, наступил еще более неопределенный 2022 год, ознаменовавшийся геополитической и экономической нестабильностью. В совокупности с постоянными изменениями в потребительском поведении, специалистам по связям с общественностью во всех отраслях пришлось адаптироваться и проявлять гибкость, выстраивать тактику информационно-коммуникационной деятельности буквально «в моменте». На международном коммуникационном форуме «Baltic Weekend», который проходил в Санкт-Петербурге 15–16 сентября 2022 года, А. Журавлева, директор по связям с общественностью российского производителя IT-оборудования YADRO, отметила, что работа PR-специалиста теперь похожа на градусник, «который в режиме реального времени должен показывать точную температуру за окном и доносить эту информацию до руководства и бизнеса в виде рекомендаций во что сегодня одеваться». Это означает, что долгосрочное планирование PR-стратегии пока невозможно, а мониторинг и аналитика выходят на первый план.

Цифровизация

Не только эпидемиологическая, геополитическая и экономическая ситуация повлияли на трансформацию PR. Тотальная цифровизация, усиленная пандемией и переносом буквально всей жизни — образования, работы и досуга — в онлайн, изменила коммуникационное поле. Отношения между людьми, социальными группами и институтами теперь происходят в новых формах digital-технологий. Как отмечает С. Этике, «немыслимо, чтобы сфера связей с общественностью осталась вне этого сдвига, в то время как большинство областей, особенно смежных, быстро изменяются. Сегодня, когда все постоянно находятся в сети, а каналы доступа к информации стремительно развиваются и усложняются, цифровые технологии стремительно видоизменяют и PR» [2].

Современный PR-специалист

Информационные технологии, социальные сети, цифровые медиа, искусственный интеллект, интернет вещей, big data, метавселенная, виртуальная и дополненная реальность — существенным образом влияют на PR-практику. От современного PR-специалиста требуются не только отработанные коммуникативные навыки, но и умение взаимодействовать с digital-платформами. Профессия специалиста по связям с общественностью становится более универсальной, стираются границы между PR и SMM, а функции все больше приобретают форму «all inclusive». Понимание социокультурного духа времени, в котором действуют бренды, обработка политической повестки, социальные движения, медиапотребление аудитории, рыночные тренды и что сейчас «горячо» в соцсетях — PR-специалист должен разбираться во всем, чтобы помочь своим клиентам найти правильный баланс между целевой аудиторией, окружающей средой и прибылью.

В условиях, когда информационные поводы длятся меньше суток, а иногда — час, повестка дня меняется с молниеносной скоростью, потоки контента не останавливаются ни на минуту, фейки и дезинформация публикуются без фактчекинга (проверки данных), многочисленные конкуренты ждут опрометчивого шага, а хейтеры (ненавистники) — провала, PR-специалисты должны держать руку на пульсе, уметь приспосабливаться, быстро реагировать на ситуацию, справляться с выгоранием и возрождаться как птица Феникс.

В условиях неопределённости говорить о будущем связей с общественностью — задача не из легких. Тем не менее фундаментальные основы профессии, несмотря на турбулентность отрасли, по-прежнему важно исследовать, анализировать и адаптировать под действующие реалии.

Перспективы

С момента выработки фундаментального понятийного аппарата многое изменилось, PR-наука и практика не стоят на месте. Меняется рыночная среда, на PR-отрасль влияют политические, экономические, социальные, культурные факторы и преобразования. А.Н. Чумиков отмечает, что «к третьему десятилетию XXI века PR как самостоятельное понятие начало в принципе исчезать из мирового и отчасти российского инфополя, заменяясь на сочетания «коммуникационный менеджмент», «интегрированные маркетинговые коммуникации». Автор обращается к опыту США, и отмечает: «хотя название одной из крупнейших в мире ассоциаций профессиональных коммуникаторов PRSA (Public Relations Society of America) не изменилось, ее организаторы в большинстве случаев уходят от применения данного термина в описании профиля своей деятельности. На их сайте говорится о том, что она объединяет коммуникационное сообщество (communications community), коммуникационную профессию (communications profession), коммуникационных лидеров (communications leaders)» [1].

В России наблюдаются схожие тенденции, особенно в прикладной сфере. Например, анализируя рынок труда на основе вакансий, размещенных на рекрутинговых сайтах SuperJob и HeadHunter, можно отметить, что все предложения объединены в одну область: «работа в маркетинге, рекламе и PR». Таким образом, мы можем говорить о том, что сегодня сущность PR-деятельности заключается в управлении всеми коммуникациями в компании, на основе комплексного и интегрированного подхода.

Ссылки:

  1. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью: наименование, компетенции, контексты / А.Н. Чумиков // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2022. — № 1 (43). — С. 115–126.
  2. Этике, С. Цифровая трансформация в связях с общественностью: горизонты и границы / С. Этике [Электронный ресурс] // Yozgat Bozok Universitesi. URL: https://www.igi-global.com/gateway/chapter/259065#title-recommendation-form

Яндекс.Метрика