Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Роль и значение академических рейтингов в PR-деятельности университетов

Каждый год выпускники средних школ сталкиваются с серьёзным решением о поступлении в университет. Для многих это судьбоносный выбор, который может привести к переезду из дома и даже страны, изменению социальных обстоятельств и, конечно же, карьерным возможностям в будущем. В свою очередь перед учреждениями высшего профессионального образования стоит задача привлечь абитуриентов на различные программы и направления. Повинуясь законам маркетинга, одни вузы пытаются заговорить с молодёжью на одном языке, другие сохраняют академическую сдержанность. В свою очередь выпускники школ (и не только они) ищут доступные и адекватные способы сравнения вузов, чтобы вытянуть свой «счастливый билет» во взрослую благополучную жизнь.

Кто в России не слышал про МГУ, МГИМО, СПбГУ или Бауманку? Многие ведущие российские высшие учебные заведения — это известные, формировавшиеся не одно десятилетие образовательные бренды. Но за рубежом о них знают единицы, а присутствие некоторых отечественных вузов в глобальных рейтингах, зачастую заметно только академическому сообществу и специалистам. И даже на национальном, внутреннем рынке, абитуриентам бывает сложно сделать выбор и оценить перспективы поступления в тот или иной университет.

Осознавая тенденции глобализации рынка образования, повышения конкуренции в сфере образовательных услуг, важности влияния престижа вузов на экономику и имидж страны, ещё в 2012 году была разработана государственная программа «Проект 5–100», запущенная в рамках реализации Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которой к 2020 году не менее пяти российских вузов должны попасть в сотню лучших в рамках трёх крупнейших глобальных рейтингов (QS, THE, ARWU). Однако проанализировав результаты, Счётная палата Российской Федерации выявила, что ни один из 21 университета-участника не смог войти в топ-100, на высоких позициях в ведущих табелях ранжирования присутствует только МГУ, однако он не был участником данной программы. В настоящее время действует государственная масштабная программа «Приоритет–2030», созданная в июне 2021 году сроком на десять лет, в которой принимают участие 129 российских вузов. В рамках проекта, помимо стимулирования достижения лучших результатов для получения денежных грантов, ставятся цели вхождения национальных университетов в топ международных рейтингов.

Качество высшего образования в той или иной стране всё чаще оценивается с точки зрения места, занимаемого национальными вузами в разнообразных международных рейтингах. Позиционирование российских университетов в мировых рейтингах стало своего рода ответом на вызов, порожденный активизирующимися процессами глобализации и интернационализации в сфере образования, — стать не просто участниками этих процессов, но и войти в мировую образовательную элиту.

Значение рейтингов для университетов

На сегодняшний день вопрос ранжирования вузов является весьма актуальным на фоне высокой конкуренции в сфере образования, нестабильной экономической, геополитической и эпидемиологический обстановки. Роль и значение рейтингов для университетов определяется следующими факторами:

  • попадание в авторитетные рейтинги является своеобразным мерилом конкурентоспособности университета, как на национальном, так и на международном уровне;
  • университеты, занимающие первые места в авторитетных рейтингах могут рассчитывать на больший приток студентов, в том числе иностранных, даже при высокой стоимости обучения, что повышает доход вуза;
  • присутствие в рейтингах позволяет привлечь больше финансовых средств от государства в виде дополнительных субсидий, от частных инвесторов, благотворительных организаций, предприятий, выделяющих деньги на подготовку кадров, других источников, которые финансируют научно-исследовательскую деятельность;
  • присутствие в рейтингах также позволяет привлечь лучших преподавателей, учёных, исследователей, более квалицированные кадры;
  • попадание в топ позволяет вузам повысить ценность образования, сформировать имидж и репутацию, обрести статус и престиж, активизировать деятельность на мировой арене, иметь вес и оказывать влияние на различные аспекты, входящие в его компетенцию;
  • чем больше отечественных университетов присутствует в глобальных рейтингах, тем выше международный имидж государства в сфере науки и инноваций, тем выше ценность и востребованность кадров.

Очевидно, что роль рейтингов университетов достаточно высока, однако многие специалисты указывают на их необъективность, подвергая сомнению методологию, индикаторы выбора и компетентность специалистов, которые их составляют. Несмотря на видимую схожесть, рейтинги довольно сильно различаются набором, числом оцениваемых индикаторов, а также системой весовых коэффициентов. Всё это приводит к серьезной разнице позиций университетов от рейтинга к рейтингу, при том, что ни один из них не является совершенным измерительным инструментом. Рейтинг — это всегда игра многих контекстов, как и географические карты, которые отличаются друг от друга и масштабом, и типом, ни один не претендует на полную объективность. Поэтому вузы не могут позволить себе ограничиться участием в каком-либо одном исследовании.

Рейтинг университетов: понятие, история и виды

Рейтинг (англ. ranking) — это список субъектов, упорядоченных (ранжированных) по величине какого-либо показателя деятельности, он позволяет выстроить субъекты экономики по ранжиру, то есть по какому-то одному показателю.

Академические рейтинги бывают:

  • глобальные (международные);
  • национальные;
  • региональные.

Их история началась в 1925 году в США, когда американский профессор химии Р. Хьюз представил свой рейтинг программ аспирантуры, за этим последовали и другие рейтинги, составленные преподавателями различных направлений. Первый коммерческий рейтинг был выпущен в 1983 году новостным изданием US News and World Report, он впервые ранжировал университеты целиком, а не отдельно взятые образовательные программы. Оценив эту идею как способов повышения интереса читателей, многие европейские газеты и журналы начали составлять свои рейтинги, среди них немецкая Die Zeit, французский Le Nouvel Observateur, британские The Guardian и Times Higher Education Supplement, канадский Maclean’s, российский «Финанс» и другие.

Широкое распространение академические рейтинги получили в начале 2000-х годов. Первый глобальный рейтинг университетов был опубликован в 2003 году Шанхайским университетом (ARWU), на тот момент это была единственная международная система оценки вузов, созданная академическим сообществом. В 2004 году появился британский рейтинг THE от издания Times Higher Education, а также испанский Webometrics.

С этого времени стали выпускаться различные рейтинги, а их признание, значение и популярность усиливаться. Вокруг системы рейтинговая начало формироваться международное экспертное сообщество, в 2006 году под эгидой ЮНЕСКО была создана международная комиссия (IREG), в задачи которой входило создание обобщающих принципов академического ранжирования, сегодня они известны как Берлинские принципы. Согласно заключениям комиссии, все международные рейтинги должны быть нацелены на конкретную аудиторию, обязаны соотноситься с культурными особенностями региональных образовательных систем, а также создаваться с использованием доступных для проверки механизмов ранжирования.

Международные рейтинги университетов

На сегодняшний день существует большое количество общепризнанных глобальных рейтингов университетов:

Международные академические рейтинги и год их создания

Российские рейтинги университетов

В России также составляются академические рейтинги, рассмотрим некоторые из них. Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (The Three University Missions, MosIUR) Ассоциации составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР) совместно с рейтинговым агентством RAEX — первый отечественный рейтинг, признанный международным академическим сообществом, он анализирует более 1200 университетов из 79 стран, результаты ранжирования публикуются в крупнейших СМИ, среди них Коммерсант, РБК, Российская газета и другие.

Выделим также ещё ряд российских академических рейтингов:

  • с 2012 года рейтинговым агентством RAEX проводится ежегодный онлайн-опрос к старту приёмной кампании, в нём принимают участие более 50 000 студентов из 158 университетов России;
  • с 2010 года компания «Рейтинговое агентство RUR» составляет рейтинг Round University Ranking, в котором исследуются вузы из 71 страны мира по 20 показателям, сгруппированным по 4 ключевым направлениям: преподавание, исследования, международное разнообразие и финансовая устойчивость;
  • академические рейтинги также составляют некоторые российские СМИ (РИА Новости, Интерфакс, Forbes Russia), например Интерфакс, оценивает активность научных публикаций и их цитируемость, особое внимание уделяется имиджу вуза, фактор медиараскрутки, в частности, популярность сайта и упоминаемость в инфополе, здесь напрямую влияет на ранжирование;
  • многие российские абитуриенты и их родители предпочитают оценивать университеты исключительно с точки зрения карьерных перспектив и дальнейшего трудоустройства, ранжирование учебных заведений по этому критерию традиционно проводят рекрутинговые платформы, такие как HeadHunter и SuperJob;
  • ранжирование университетов также есть на тематических сайтах Учёба.ру, «Вузопедия», «Поступай правильно», «Вузотека»;
  • национальный агрегированный рейтинг (best-edu.ru), разработанный Гильдией экспертов в сфере профобразования, учитывает результаты ведущих российских рэнкингов (Интерфакс, MosIUR, «Forbes», RAEX) и оценивает 694 отечественных вуза.

 

Яндекс.Метрика