Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Особенности формирования имиджа художника

Сложно представить себе безмятежное творчество профессионального художника без продаж картин, связей с галереями, сообщества поклонников и последователей. Даже если считается, что художник должен быть голодным, очевидно, что успех и стабильность творческого человека, как таковая возможность заниматься любимым делом, к которому есть природная предрасположенность, подкрепленная образованием, может быть предоставлена только при оплате труда и выгодной реализации производимого товара — произведений искусства. Художник может быть новатором, первым в своем роде, и даже создать собственное направление в искусстве, но какой в этом толк, если об этом никто не узнает, и никто не будет ассоциировать его с ним.

Художник: призвание и профессия

Профессиональный художник — это человек, владеющий мастерством изобразительного искусства на уровне высшего образования, подтвержденном соответствующим дипломом, членством в профессиональном союзе художников, и ведущий активную работу по созданию и демонстрации произведений изобразительного искусства. С одной стороны, мы можем рассматривать его исключительно в художественно-эстетической плоскости — это творческая личность, реализующая свои идеи, видение и эмоции в оригинальных работах, имеющих ценность для окружающих. С другой стороны, он ставит свой труд на экономическую основу и является частью арт-рынка, который в свою очередь представляет собой систему товарного обращения произведений искусства: люди платят деньги не только для того, чтобы созерцать живопись, графику, фотографию, скульптуру, NFT-работы, но и владеть тем или иным произведением.

Художник — это одновременно призвание и профессия. Талант и мастерство, безусловно, имеют значение, однако перенесение художественного образа в сознание аудитории, идентификация и дифференциация творца на арт-рынке, формирование известности и узнаваемости, привлечение к творческой деятельности публики, последователей, галеристов, коллекционеров, спонсоров и меценатов, формирование общественного мнения и мнения профессионального сообщества о его творениях, возможно только при помощи создания уникального и целостного образа, где духовно-ценностные и профессиональные характеристики личности художника, его восприятие людей, явлений и фантазии отражаются в его произведениях, предлагая аудитории эстетическое наслаждение, эмоциональную связь, социальный опыт и материальную ценность.

Казалось бы, сегодня, в век цифровых технологий и социальных сетей заявить о себе стало гораздо проще. Не нужно устраивать провокации, искать богатых покровителей, обивать пороги известных галерей в надежде получить место в экспозиции и годами ждать успеха, достаточно просто загрузить свои работы в интернет — и дело сделано. Однако, чем проще становится процесс, чем сильнее изобразительное искусство из элитарной категории, переходит в массовую, и под воздействием онлайн-среды становится доступнее и понятнее широкой аудитории, тем сложнее получить необходимый результат, выделиться среди множества талантливых творцов и художников, разъяснить мастерство, уникальность и ценность произведений.

Атрибуты имиджа художника

Имидж художника — многоструктурный, он включает визуальную, смысловую и проектную составляющую. Все начинается с него самого, с его видения и восприятия мира, фантазий и образов, персональной системы ценностей. Если его образ полностью искусственный, созданный на основе конъюнктуры рынка, и он сам не верит в то, что транслирует в медиасреде, то рано или поздно творчество станет для него обузой, и публика непременно это почувствует.

Основа образа художника — его самоидентификация, почему он такой, почему занимается этим делом, почему выбрал именно этот стиль и направление. На его духовно-ценностные и профессиональные характеристики, как на фундамент, надстраиваются внешний облик, модель поведения, язык визуальной коммуникации, которые в дальнейшем транслируются по каналам медиасреды для закрепления в сознании целевой аудитории.

Можно выделить следующие ментальные и визуальные атрибуты образа художника:

  • уникальный стиль — одни художники осознают свою идентичность сразу, другим требуется время, сомнения и поиск себя — норма для творческого человека, уникальность в арт-сфере чаще всего основана на художественном направлении и самих произведениях, например, современный американский художник Дэниел Аршам пишет картины только в белых и серых оттенках, так как у него дальтонизм, это и выделяет его среди остальных, российская художница Елена Шейдлина создает произведения в стиле «Алисы в стране чудес», ее творения привлекают большую аудиторию — количество подписчиков соцсетях художницы составляет более 4 млн.;
  • имя художника — важный атрибут образа, многие творцы берут псевдонимы для того, чтобы их имя легче запоминалось или с чем-то ассоциировалось, например, художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков), во многих интервью говорит о том, что псевдоним стал важным элементом самоидентификации характерным для субкультуры, в которой он работает (каллиграфия, стрит-арт);
  • биография, легенда, загадки, тайны, сопровождающие творчество и путь художника, формирующие наследие;
  • артефакты, подтверждающие профессионализм — в арт-сфере диплом с отличием или резюме не играют большой роли, здесь значение имеют непосредственно произведения, портфолио, альбомы, участие в выставках, продажи (особенно, если работы покупает известный коллекционер), однако образование и непрерывное развитие важны, художнику необходимо разбираться в актуальных трендах, которые формируют современный арт-рынок;
  • внешний облик — одежда, обувь, прическа, макияж, изображения на теле — являются мощными выразительными средствами для художников, способными сказать многое об их творчестве и жизни, отсутствие дресс-кода и общепринятых ожиданий в отношении внешнего вида, позволяет творцам выбирать гардероб для работы и повседневности исходя из своих предпочтений и ощущений, транслировать свою творческую индивидуальность через образы, например, японская художница Яёи Кусама носит калейдоскопические наряды, словно ее картины перенесли на ткань, Дэвид Хокни предпочитает яркие футболки, такие же, как его произведения, российский художник Андрей Бартенев часто шокирует публику своими экстравагантными образами, а вот аргентинский художник Фелипе Пантоне, прославился тем, что не позволяет фотографировать и публиковать свое лицо, говоря о том, что люди должны фокусировались на его искусстве, а не внешнем виде;
Яёи Кусама
  • айдентика — логотип, цвета, шрифт, оформление альбомов и рекламно-полиграфических материалов, визиток, сайта и соцсетей играют важную роль для современных художников, формируя идентичность, целостность образа и ассоциации с произведениями искусства;
  • вербальные и невербальные элементы, архетип — речь, голос, жесты, мимика, модель поведения — все это влияет на общее восприятие художника и ассоциации с ним, экспрессивность в работе (Филипп Малявин) или наоборот сосредоточенность и вдумчивость (Винсент Ван Гог), не только в работе, но и жизни (Сальвадор Дали известен вызывающим поведением) создают некий флер, уникальный образ творца, привлекающий (или отталкивающий) аудиторию, отражающийся в творчестве;
  • статус художника — участие в выставках и творческих конкурсах, круг общения и профессиональные контакты, серии и циклы, узнаваемые произведения, представленность в музеях и фондах известных коллекционеров, участие в системе грантов, спонсорские контракты — все это повышает ценность произведений искусства и их стоимость.

Целевая аудитория художника

Художник — публичная профессия, поэтому формирование имиджа, закрепление в создании общественности ментальных и визуальных элементов образа, создание ассоциаций, известности и узнаваемости формируется в медиасреде. Сложность заключается в еще одной характерной особенности формирования имиджа в арт-сфере — разнообразности целевой аудитории.

Это не только покупатели картин, для которых важна как эстетическая сторона, так и инвестиционная привлекательность покупаемых ими произведений искусства, но и галеристы и кураторы, которые предоставляют площадки для демонстрации творчества и связи с потенциальными покупателями; дилеры и арт-агенты, занимающиеся покупкой и продажами; профессиональное арт-сообщество и критики, налаживание отношений с которыми позволят установить деловые контакты, найти одобрение и сформировать статус; меценаты и спонсоры; любители и созерцатели, формирующие пул поклонников и собственное комьюнити художника.

Для воздействия на каждую из этих группу, применяются различные коммуникационные каналы и инструменты.

Инструменты формирования имиджа художника

Средства массовой информации — один из важнейших каналов создания имиджа художника. На данный момент в нашей стране функционирует множество медиапроектов, посвященных арт-сфере, например «Art-And-Houses», «Культура РФ», «Russian Art Focus», «ArtInfo.ru», «Искусство», «АртГид», «The Art Newspaper Russia», «Коммерсант Weekend», «Музеи России», подкасты «Talk About Art», «Около Искусства», «Арт Луга», телеканал «Россия-Культура». Формат продвижения здесь может быть различным: интервью, экспертные комментарии, пресс-релизы, анонсы, статьи, спецпроекты, упоминания об участии в выставках и конкурсах, успехах и достижениях. Нередко репортажи о художниках выходят на федеральных и региональных телеканалах и радиостанциях, например, в сюжетах о выставках, арт-фестивалях, необычных направлениях в искусстве, достижениях. Стоит также обращать внимание на общетематические («Lenta», «Gazeta.ru», ТАСС), деловые («Коммерсант», «Ведомости», РБК), региональные («Город N», «Наше время», «РостовГазета»), и лайфстайл («The Blueprint», «Правила жизни», «Hello») издания и порталы, где часто выходят материалы о сфере культуры и искусств.

Интернет представляет художникам широкие возможности формирования имиджа и повышения известности. Сегодня набирают обороты цифровые арт-галереи, агрегаторы и онлайн-площадки, где творцы могут продемонстрировать свои работы, установить контакты с галереями, коллекционерами, потенциальными покупателями и профессиональным сообществом, например «Art Online 24», «Artsу», «ArtWizard», «InArt». Статьи, пресс-релизы, анонсы выставок публикуют сайты билетных операторов и досуговых проектов, например «Афиша», «Кассир», «Ponominalu», «KudaGo», «Timeout», «Досуг», «Tripadvisor» и другие.

Персональный сайт художника — важный канал создания имиджа, он позволяет продемонстрировать работы, привлечь покупателей, освещать выставочную деятельность, наладить оперативную связь и организовать взаимодействие со СМИ. Покупка произведений искусства — это нечто большее, чем просмотр галереи работ, многие коллекционеры желают узнать больше об авторе. Веб-сайт предоставляет возможность опубликовать биографию художника, рассказать о творческом пути, создать ленту новостей о событиях профессиональной жизни, тем самым продемонстрировать профессионализм. По сути, ресурс должен работать как портфолио всех успехов творца, создавая подсознательное понимание, что работы перспективны для вложения денег.

Социальные сети благодаря своему функционалу, возможности использовать текстовый и визуальный контент, предоставляют художникам широкие возможности для работы над своим образом, создания комьюнити приверженных поклонников и персонализации коммуникаций, арсенал контента разнообразен:

  • биография и истории (творческий путь, успехи и неудачи, история создания картины, коллаборации, одобрения экспертов);
  • профессиональный контент (мнения, рассуждения, техники, новости, рецензии, отзывы, гостевые посты, отчеты с арт-мероприятий);
  • рабочие моменты (наброски, палитры, эскизы, творческая мастерская);
  • кейсы (реализованные проекты, выставки, экспозиции, достижения, отзывы, счастливые клиенты);
  • обучение (советы, секреты, демонстрация мастерства, успехи учеников);
  • личное (увлечения, ежедневная рутина, путешествия, привычки, важно показать, что художник — реальный человек);
  • интерактив и развлекательный контент (игры, конкурсы, опросы).

Успешное формирование имиджа художника невозможно без признания и одобрения экспертного сообщества и лидеров мнений из мира искусства. Поэтому участие во всевозможных локальных, региональных, национальных и международных специальных мероприятиях арт-сферы — важное направление имиджирования. Выставки, аукционы, биеннале, ярмарки, творческие вечера, мастер-классы (например, такие как «Cosmoscow», «Art Russia Fair», «Южно-российская биеннале современного искусства» и другие) позволяют устанавливать связи, формировать известность, получать дополнительные публикации и инфоповоды, повышать медийность и статус.

Художнику важно не только быть профессионалом своего дела, но и уметь выстраивать коммуникации, знакомиться, договариваться, просто быть интересным и приятным собеседником, с которым хочется общаться, создавать проекты и коллаборации, не только в арт-сфере, но и в новых направлениях (например, художники часто сотрудничают с коммерческими брендами и социальными организациями).

Таким образом, успешное формирование имиджа предоставляет художникам возможность создать узнаваемое и известное имя в арт-среде, иметь конкурентные преимущества, укреплять репутацию и доверие, получить желаемое признание своего таланта и индивидуализма, выставляться в престижных галереях, участвовать в эксклюзивных выставках, формировать собственную базу поклонников и коллекционеров, устанавливать премиальную цену за произведения, создавать новые направления и диктовать тренды.

 

Яндекс.Метрика