После распада СССР страны-участники «стартовали» одновременно в сторону собственного развития. Все эти страны находятся на разных уровнях становления, однако, рынок PR-услуг в каждой из них находится в стадии динамического развития. Перемены в современных международных коммуникациях носят структурный характер и позволяют говорить о вступлении связей с общественностью в качественно новый этап развития, при этом очевидна невозможность возврата к пройденным схемам и моделям.
Страны Балтии тесно связны с Россией на географическом, политическом и культурном уровне, именно поэтому изучение опыта PR-деятельности и обмен навыками эффективной профессиональной коммуникации в данных странах является на сегодняшний день актуальной задачей. Интеграция практических знаний и умений в области PR в контекст коммуникаций между странами приведет к качественно новому уровню взаимодействия, создаст новые возможности для развития различных направлений PR: коммерческой сфере, некоммерческой, социально-культурной и политической.
Последние несколько лет специальность «Связи с общественностью» стала одной из самых востребованных в Прибалтийских государствах. Однако существует ряд проблем, которые не дают данному виду деятельности реализовать свой потенциал, среди них проблемы в сфере профильного образования, разграничения понятий «PR» и «рекламы», национализация сферы PR, его границы и др.
Развитию PR в Прибалтике способствует проведение различных форумов и конференций. Например, Baltic PR Awards – это ежегодный форум в области коммуникаций в Северной Европе, который проводится, начиная с 2005 года. Организаторами форума выступают Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA), Латвийская ассоциация специалистов по связям с общественностью (LASAP), Союз литовских специалистов по связям с общественностью (LRVS), Ассоциация агентств по связям с общественностью Литвы, а также Эстонская ассоциация по связям с общественностью (ЭПРА). Традиционно, форум состоит из двух частей – конкурса лучших PR-проектов года и конференции.
Развитию PR в Эстонии способствовало создание ассоциации по связям с общественностью – Estonian Public Relations Association (EPRA) в 1996 году.
В Латвии действуют 2 ассоциации по связям с общественностью, объединяющие юридических и физических лиц:
LSAKA — Latvijas sabiedrisko attiecību kompāniju asociācija – основана в 2001 году 24 апреля с целью развивать отрасль связей с общественностью в Латвии, соблюдать стандарты этики и качества и информировать общество об актуальных новостях отрасли. В 2007 году агентства, входящие в LSAKA, оказывали свои услуги 55% пользователей рынка PR-услуг. В 2008 году LSAKA вступила в Латвийскую конфедерацию работодателей, а также продолжала работу в консультативных советах. Сейчас в ассоциации состоят девять PR-агентств
LASAP — Latvijas Asociācija Sabiedrisko Attiecību Profesionāļiem основана в 2001 году, в ней состоит около 70 физических лиц, среди которых есть работники и руководители PR-агентств, как, например, Инга Латковска, которая является председателем правления крупного PR-агентства «PR-Stils» и председателем правления ассоциации LSAKA, так и руководители PR – отделов, маркетинга, коммуникаций различных предприятий и государственных учреждений (Nordea, Parex banka, газета Diena, Министерство Благосостояния, городские думы Лиепаи, Юрмалы, Риги, «TEZ TOUR» и др.).
Прибалтийский PR – это национальный бизнес, в первую очередь всего из-за существующих языковых барьеров, а также, специфики контактов. Сила специалиста в этих государствах определяется наличием знакомств с нужными людьми в нужных местах в нужное время. Специалисты PR-рынка утверждают: чтобы иметь успешный бизнес, нужно жить там, где работаешь. Еще одним способом выживания в последнее время стали объединения различнх PR-агентств с целью комплексного обслуживания клиентов. Это не только объективная необходимость, но и модная тенденция последних лет.
Прибалтийский PR-бизнес также отличает серьезный опыт общения Россией, схожесть культурного, исторического и социального фона с российскими компаниями позволяет вести взаимовыгодные контакты.
Анализируя, к какой модели PR отнести PR-рынок стран Балтии, можно отметить, что на них оказала влияние, как американская школа, так и европейская. Однако эстонский PR-рынок, в своем развитии, не обязательно должен повторять всю историю развития коммуникационных структур на Западе, учитывая многонациональные особенности, можно взять оттуда самое лучшее и найти те схемы, которые подойдут непосредственно к странам Балтии.
Делая вывод, можно отметить, что рынок PR-услуг Прибалтийских государств активно развивается, этому способствует создание профессиональных ассоциаций, проведение деловых профильных мероприятий, расширение набора предоставляемых услуг PR-агентствами, развития образования в PR-сфере, а также изучение опыта других стран.
Будьте первым, кто оставит комментарий!