Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Пример PEST-анализа (рынок автосервисов)

Для того чтобы оценить рыночную ситуацию применяется PEST-анализ (он же STEP-анализ). Для этого анализируются политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы, влияющие на рынок. Рассмотрим на примере автосервисного рынка.

Пример PEST-анализа

 

Фактор Влияние на рынок автосервисных услуг Комментарий
Политические факторы:
Повышение НДС Отрицательный фактор Повышение цен на услуги автосервисов
Ограничительные меры зарубежных стран (санкции) Отрицательный фактор Влияние на закупку запчастей и комплектующих
Государственная политика Благоприятный фактор Регламентация системы качества услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортной техники
Ужесточение законодательства и контроля Отрицательный фактор Контроль исполнения Постановления Правительства «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»
Экономические факторы:
Растущий рынок автосервисных услуг Благоприятный фактор Рынок растёт с каждым годом
Экономическая нестабильность Благоприятный фактор Население реже покупает новые машины, в связи с чем потребность в ремонте возрастает
Рост курса валют Отрицательный фактор Повышение цен на запчасти
Снижение доходов населения Отрицательный фактор Бюджет потребителей на ремонт автомобиля часто органичен, поэтому они выбирают автосервис с самыми низкими ценами, заказывают только самые необходимые услуги или ремонтируют самостоятельно
Повышение конкуренции Отрицательный фактор Ежегодный рост конкуренции во всех регионах страны, повсеместное открытие автосервисов различных видов
Кадры Отрицательный фактор Повышается потребность в профессиональных кадрах, способных выполнять различные виды работ, в особенности автоэлектриках-диагностах (большинство современных автомобилей имеет сложную электронику)
Развитие автокредитования Благоприятный фактор Повышение доступности автокредитования на новые и подержанные автомобили повышает количество автовладельцев
Социально-культурные факторы:
Рост автопарка Благоприятный фактор Количество владельцев машин растёт с каждым годом
Новые модели машин Благоприятный фактор Владельцы новых моделей автомобилей не могут ремонтировать их самостоятельно из-за отсутствия соответствующих знаний и оборудования
Престиж Благоприятный фактор Иметь автомобиль это удобно и респектабельно
Модные тенденции Отрицательный фактор Новое поколение больше ценит опыт и впечатления, чем материальные вещи. Модно потратить деньги, например, на путешествие, чем на машину
Рост популярности каршеринга Отрицательный фактор С одной стороны аренда автомобиля может снизить количество потребителей-владельцев, с другой стороны арендованные машины быстрее изнашиваются и требуют ремонта
Мода на экологичность Отрицательный фактор Многие современные люди отказываются от автомобиля из-за влияния на экологию или переходят на электромобили, которые требуют дополнительной квалификации сотрудников и специального точного оборудования
Технологические факторы:
Развитие технологий и оборудования Благоприятный фактор Автосервисы обладают современным оборудованием, без которого самостоятельный ремонт машин часто невозможен
Развитие онлайн-коммуникаций Благоприятный фактор Интернет предоставляет широкие возможности для реализации PR-стратегий и воздействия на потребителей

По результатам проведённого PEST-анализа можно выделить ключевые тенденции рынка автосервисных услуг:


  • неблагоприятная экономическая обстановка в стране повышает актуальность авторемонтных компаний, новые машины покупаются реже, поэтому потребность в ремонте имеющихся автомобилей увеличивается, в свою очередь потребитель часто выбирает только самые необходимые услуги, что обусловлено снижением доходов населения;
  • рост автопарка, сохранение мнения в обществе, что автомобиль — это престижно, развитие автокредитования на новые и подержанные автомобили благоприятно отражаются на отрасли увеличивая количество автовладельцев, рынок растёт с каждым годом;
  • современный автовладелец не хочет и не может самостоятельно обслуживать автомобиль, он всё более требователен к уровню сервиса, надёжности и комплексу услуг;
  • нестабильная экономика, рост курса валют и напряженная геополитическая обстановка способствуют повышению цен на услуги автосервисов и на автомобильные запчасти;
  • с каждым годом во всех регионах России, особенно в крупных городах, повышается конкуренция на рынке автосервисных услуг;
  • рекламные инструменты уже не достигают поставленных целей, поэтому актуальность приобретают PR-стратегии с активным использованием digital-коммуникаций;
  • современные модные тенденции, такие как каршеринг, экологическая осознанность и желание иметь не материальные блага, а опыт и впечатления, негативно сказываются на спросе автосервисных услуг, однако пока не являются критическими;
  • омолаживание автопарка, покупка новых марок автомобилей, переход на электромобили с одной стороны повышают спрос на услуги автосервисов, так как владелец не всегда может сам устранить неполадки, а с другой стороны требует от компаний модернизации оборудования и привлечения квалифицированных сотрудников, которых в настоящее время на рынке труда недостаточно.

Пример PEST-анализа в формате Word: PEST-анализ автосервисного рынка

Яндекс.Метрика