Согласно новому, первому в своем роде глобальному исследованию отношения СМИ к религии, проведенному Faith & Media в 18 странах мира на всех континентах и с разными религиями (России среди них нет) показало, что люди жаждут лучшего освещения религиозных вопросов и событий, но на пути журналистов, пытающихся это сделать, стоит множество препятствий.
Результаты опроса журналистов:
- Растет разрыв между освещением религии и потребностями верующих.
- 53% опрошенных журналистов говорят, что СМИ активно игнорируют религию как аспект общества и культуры.
- 59% респондентов считают важным, чтобы СМИ освещали различные вероисповедания и религиозные взгляды.
- 63% считают, что в их странах необходим высококачественный контент о вере и религии.
- «В Мексике основное внимание уделяется освещению политических новостей и преступлений… мы очень избирательно относимся к моментам, когда говорим о религии», – говорит журналист из Мексики. «Если честно, религия просто второстепенна», – отмечает британский журналист.
- Журналисты рассказали об общем страхе, связанном с освещением религии. В эпоху, когда религия становится все более политизированной, а новости быстрыми, писать о религиозных вопросах с нужной деликатностью и с учетом множества нюансов не позволяют ресурсы и время.
- «Я не освещаю такие истории, потому что никогда не знаешь, когда кого-то обижаешь», – говорит журналист из Кении. «Религия такая личная. Я делаю работу на благо общества. Почему я должен что-то объяснять о религии? Я имею в виду, что читателю это не нужно. Для этого они могут просто скачать Библию или Коран и прочитать их», – считает турецкий журналист.
- Редакторы считают, что вера и религия не рассматриваются как движущая сила вовлечения читателей. Они почти никогда не поощряют статьи в этой области, если они не связаны со скандалами. Однако это противоречит выводам, согласно которым 63% людей во всем мире считают качественный религиозный контент необходимым.
- Религия часто позиционируется как консервативная или экстремистская сила, что создает тенденцию искать догматических представителей, а не более нейтральных обозревателей с общепринятыми взглядами.
Результаты опроса граждан:
- СМИ воспринимаются как активно игнорирующие религию, а не обращающиеся к ней должным образом.
- 43% считают, что нынешний подход СМИ к освещению религиозной тематики вызывает беспокойство и тревогу.
- 61% говорят, что СМИ увековечивают религиозные стереотипы, а не борются с ними.
- 63% людей во всем мире считают качественный религиозный контент необходимым.
- 56% говорят, что они, вероятно, приняли бы участие в качественных репортажах, связанных с верой.
- 56% говорят, что нужно больше освещать сложные религиозные вопросы.
- 59% хотят, чтобы в новостях освещались самые разные вероисповедания и религиозные взгляды.
- Большинство — 78% — считают, что религиозным стереотипам следует уделять такое же или даже больше внимания, как расовым и гендерным стереотипам.
- 84% считают, что конфессиональные и религиозные группы должны предоставлять СМИ информацию о своей деятельности.