Деятельность современных музеев включает в себя широкий спектр духовной жизни общества и играет важнейшую роль в популяризации и сохранении культурных ценностей, творческой самореализации и развитии личности. Значительные перемены, социальные и экономические преобразования, которые за последнее время произошли в российском и западном обществе, требуют переосмысления социальной роли музеев. В современных условиях их деятельность приобретает характер социального лидерства, формирования новых направлений взаимодействия с обществом, развитием конкуренции, глобализацией культурного пространства.
В связи с этим, для музеев актуальным является деятельность по повышению статуса и престижа, формированию положительного имиджа, установлению доброжелательных отношений с широкой общественностью, привлечению потребителей культурного продукта, созданию долговременных и прочных отношений с целевыми аудиториями и социальными институтами с помощью различных инструментов продвижения. Сегодня требуются эффективные, современные инструменты, позволяющие музеям формировать сильный и известный бренд.
В наше время учреждениям культуры необходимо четко понимать, в чем заключается уникальность их миссии, и активно пропагандировать ее среди широкого круга своих целевых аудиторий с помощью коммуникативных инструментов.
Рассматривая культурный продукт как товар, можно отметить, что для его продвижения действуют все, тех же средства и методы, которые актуальны для любого другого коммерческого товара или услуги, а именно – инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Традиционно интегрированные маркетинговые коммуникации сочетают все технологии below the line (BTL), above the line (ATL),прямого маркетинга (direct marketing), а также технологии выстраивания благоприятных отношений с различными целевыми аудиториями (PR).
В рамках использования интегрированных маркетинговых коммуникаций в продвижении культурных объектов могут совместно применяться следующие инструменты:
- реклама (наружная, телевизионная, печатные СМИ, POS и др.);
- инструменты стимулирования сбыта (промо-акции, скидки, программы лояльности, конкурсы, розыгрыши призов, конкурсы);
- прямой маркетинг (рассылка информации посредством различных каналов связи: почта, Интернет, электронная почта);
- связи с общественностью (формирование благоприятного представления с помощью СМИ, Интернет, event-мероприятия и др.);
- упаковка, сувениры;
- спонсорство и благотворительность.