Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Специфика и сущность PR-деятельности

В настоящее время грамотно сформированная деятельность по связям с общественностью того или иного коммерческого предприятия являются необходимым условием его эффективного функционирования, одной из основных предпосылок его успешной деятельности на рынке. Значение коммуникационной деятельности в условиях современного рынка возрастает, что обусловлено перенасыщенностью различными коммерческими услугами и товарами, все большим разнообразием потребностей потребителей, методов конкурентной борьбы,  развитием информационных технологий и другими факторами.




Деятельность в области связей с общественностью в коммерческой сфере направлена на решение конкретных задач, которые должны соответствовать общим целям коммуникационной стратегии фирмы. Как правило, в рамки этих целей входит формирование у потребителей осведомленности о товарах или услугах, продвижение бренда,  распространение информации, формирование положительного образа предприятия, налаживание благоприятных отношений с внутренней и внешней средой компании и др.

Формирование положительного отношения внешней и внутренней аудитории к организации является важнейшим условием успешного функционирования любой компании и общего успеха маркетинговых коммуникаций. Независимо от сферы деятельности организации, благоприятные отношения необходимы для создания конкурентных преимуществ, взаимодействия с потребителями, клиентами и сотрудниками. Без концепции деятельности в области связей с общественностью компании трудно будет успешно позиционировать себя на рынке. Доверие, положительный образ и ассоциации, солидность – это те цели, которые необходимо ставить перед собой любой компании, осуществляя PR-деятельность.

Кандидат философских наук О.Г. Филатова отмечает, что «зарождение связей с общественностью произошло в одно время с формированием информационного общества, можно сказать, что оно создало необходимость грамотных и эффективных коммуникаций между  той или иной компанией и целевыми аудиториями, внутренней и внешней средой».

В свою очередь доктор политических наук, автор исследования «Реклама и связи с общественностью» А. Н. Чумиков выдвигает следующее определение: «PR – это система информационно-аналитических  и  процедурно-технологических  действий,  направленных  на  гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта». Автор делает акцент на то, что целевыми аудиториями PR-деятельности являются различные группы: потребители, персонал, партнеры и т.д.

Современная концепция связей с общественностью представляется  как управленческая деятельность, в основе этой деятельности находятся принципы сотрудничества, взаимодействия, согласования интересов. Предметное поле связей с общественностью составляют два основных понятия – управление и коммуникации.

Профессор М.А. Шишкина в исследовании «Паблик рилейшнз в системе социального управления» отмечает, что «PR – это управленческая деятельность, ее существо составляет управление коммуникативным пространством и всем комплексом коммуникаций социального субъекта с его общественностью. Посредством PR осуществляется создание имиджа и репутации социального субъекта, а также общественного мнения и поведения целевой общественности данного субъекта».




Управление в связях с общественностью имеет определенную специфику:

  1. Связи с общественностью используют управление, основанное на взаимодействии. Важнейшими технологиями управления являются технологии, которые обеспечивают двусторонние коммуникации, например: собрания, встречи, круглые столы и т.д. Или технологии, создающие основу коммуникаций, например, контент-анализ, опросы и т.д.
  2. Важная особенность связей с общественностью состоит в том, что PR-деятельность осуществляется через специальные структуры, занимающие место посредника между компанией и общественностью. Эта роль свойственна только PR-отделам (службам, департаментам), которые можно назвать профильным посредническим институтом управления.
  3. Взаимодействие с группами общественности оказывает существенное влияние на деятельность компании, а общественность, в свою очередь, получает возможность расширить свои знания, изменить свое мнение и поведение относительно компании. Происходят процессы взаимного воздействия друг на друга компании и общественности.

Структуру PR-деятельности можно представить следующим образом (см.рис.): в центре всей деятельности по связям с общественностью находятся специальные коммуникации – сознательно планируемые и управляемые, ориентированные на создание и сохранение позитивных взаимоотношений между компанией и общественностью.

Важнейшая особенность связей с общественностью заключается в том, что это стратегическая дисциплина. Само собой, кампании, акции и программы дают результаты, но суть PR-деятельности в постоянных планомерных усилиях по установлению благоприятных отношений, расширение влияния, формирование репутации, предотвращение и выход из конфликтов.

Выделим основные задачи (функции PR-деятельности):

  • формирование известности и узнаваемости;
  • информирование;
  • разъяснение намерений и возможностей;
  • формирование и продвижение позитивного имиджа компании и первых лиц;
  • изучение (мониторинг) общественного мнения, вплоть до слухов;
  • формирование общественного мнения, включая слухи.

Яндекс.Метрика