Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Политическая карикатура: понятие, виды, функции, современные тенденции

Карикатура — сложное и специфическое явление, которое изучают искусствоведы, историки, социологи, психологи, она также входит в пространство масс-медийного дискурса, являясь уникальным сочетанием литературного творчества и изобразительного искусства. Слово «карикатура» имеет итальянское происхождение и означает «преувеличивать». В английском языке карикатура имеет два перевода — «caricature» и «cartoon». В широком смысле под карикатурой понимается жанр изобразительного искусства, являющийся формой изобразительной сатиры (сатира —целенаправленная форма критики смехом), в сатирической или юмористической форме изображающий общественные, политические, социальные или бытовые события, лица и типы людей. Она призвана высмеивать, осуждать, обличать и преувеличивать те или иные характерные черты, модели поведения, внешний вид, в ней также могут сочетаться реальные и вымышленные события, связанные с персоной, ситуацией или явлением.

В свою очередь политическая карикатура представляет собой рисунок или графику, обычно содержащую текстовый комментарий, сюжет которой связан с текущими политическими событиями или персонами. Первые прообразы карикатур можно встретить в Древней Греции, и, хотя их объектами были боги, а не политические лидеры, у поэтов Аристофана и Горация присутствуют элементы политической сатиры. Непосредственное зарождение жанра произошло в конце средних веков в Италии, когда люди, недовольные установившимися порядками и нравами стали высмеивать высшие слои аристократии. На шаржах знаменитых творцов Леонардо да Винчи и Микеланджело можно увидеть нелицеприятные образы папы Александра VI, который отличался своей жестокостью.

Первые политические карикатуры появились начале XVIII века, когда английский художник У. Хогарт в своих картинах начал сочетать критику социальных явлений с последовательными художественными сценами, в частности его сатира часто касалась коррупции в британской политике. Одной из первых и знаменитых его карикатур была гравюра «Emblematical Print on the South Sea Scheme» 1721 года, о крахе фондового рынка, в ходе которого многие британцы потеряли деньги.

Активно развиваться политическая карикатура стала во времена Великой Французской революции (1789 – 1799 г.), когда карикатуры художников Д. Гилрея, Т. Роулендсона и Д. Крукшенка в грубой манере изображали деятельней революции, короля Георга III и Наполеона I. Дальнейшее развитие жанра произошло после появления сатирического журнала «Панч» в 1841 году, в котором публиковалось множество карикатур политического характера, одной из самых знаменитых является работа «The Goose-Step» (1936 года) о наращивании вооружений в нацистской Германии при А. Гитлере. К середине XIX политические карикатуры стали атрибутом большинства крупных европейских газет.

Первой в США и одной из самых знаменитых в мире является карикатура, созданная Б. Франклином «Объединимся или умрем», о необходимости единства в английских североамериканских колониях.

Популярность политической карикатуры в Европе объясняется усложнением взаимоотношений между властью и обществом, демократизацией и развитием свободы прессы. Она стала результатом осмысления её создателей своего места в социальной структуре, неудовлетворённость им порождало художественный протест, который оказывал влияние на мнения масс, и в той или иной степени на политических деятелей.

В нашей стране карикатура не имела высокой популярности, так как политический процесс не имел конкурирующего характера. Только некоторые авторы могли создать действительно ёмкую политическую карикатуру. Например, художники журнала «Искра» в 1860-е годы прибегали к карикатуре, чтобы показывать свой взгляд на проблемы внутренней и внешней политики. Ситуация кардинально изменилась после революции 1905-1907 годов, когда общество почувствовало силу изобразительной критики. В 1916 году была опубликована серия известного карикатуриста Д. Моора «История одного царствования», посвященная Николаю II. Изображения отражали недовольства граждан властью и своим социальным положением.

В СССР политическая карикатура была ориентирована на массовую аудиторию и активно поддерживалась властью. Начались массовые выпуски карикатурных плакатов, понятных для восприятия гражданами («Окна РОСТа», В. Маяковский, В. Дени, М. Черемных, Кукрыниксы). В период Второй мировой войны карикатуры стали инструментом художественной борьбы с врагом. Её влияние было настолько велико, что А. Гитлер планировал казнить издевавшихся над ним советских художников.

В настоящее время карикатура является пропагандистским инструментом и средством борьбы с политическим оппонентами. Её можно найти на страницах ведущих СМИ, в электронной прессе и в социальных сетях. Она всегда отражает взгляд на ту или иную актуальную проблему, моментально и на «злобу» дня. При этом политическая карикатура часто сама становится объектов критики как предвзятая, стереотипная или клеветническая, порой приводя к международным скандалам.

Так как становление карикатуры произошло на страницах СМИ, именно журналистка обеспечила её широкое распространение, отсюда следует, прямая связь жанра с масс-медиа. Политическая карикатура может отражать как видение художника-карикатуриста, так и отношение к политической ситуации редакторов и журналистов того или иного издания, кроме того, иногда она создается «по заказу» в период предвыборных кампаний. На сегодняшний день наиболее объективная карикатура выпускается газетой «Новые известия», с изобразительной точки зрения это ведущее СМИ, публикующее качественную карикатуру. В этом издании работает знаменитый российский карикатурист М. Златковский.

Переходя к классификации карикатуры, нельзя не упомянуть шарж, который представляет портрет, в котором характерные черты человека более подчеркнуты в целях создания комического или сатирического образа, для привлечения внимания к внешним или внутренним чертам политика, чаще всего шарж носит безобидный характер.

Можно выделить следующие виды политической карикатуры:

  • политическая карикатура, отражающая газетный или журнальный материал, чаще всего располагается как дополнение к тематической статье;
  • политическая карикатура на обложке периодического издания, например, на французском сатирическом еженедельнике «Charlie Hebdo»;
  • интернет-карикатуры — политические карикатуры, опубликованные в электронных СМИ и социальных сетях;
  • политическая карикатура с заголовком, которая может располагаться как внутри издания, так и на обложке;
  • политический комикс — рисованная история, рассказ в картинках на политическую тематику;
  • карикатура-сериал или «strip» (англ. strip cartoon — страничка юмора в газете или журнале) перекликается с комиксом, но не является им;
  • карикатура-коллаж — несколько смысловых изображений;
  • демотиватор — вид интернет-карикатуры, где изображение, расположено в рамке, под или над которой дан комментарий или заголовок.

Развитие информационных технологий в значительной степени повлияло на рассматриваемый жанр. С одной стороны, политическая карикатура все больше становится элементом инфографики, вытесняя традиционный сатирический рисунок. Она соседствует на полосе с коллажем, фотоиллюстрацией, при этом зачастую теряя свою природную функцию информировать читателей о событиях визуально с комическим эффектом и давать тем самым пищу для размышления. С другой стороны, карикатура в СМИ по большей части случайна, носит несистематический характер, может как спонтанно появиться, так и быстро исчезнуть, а также быть подвергнутой цензуре и редакторской правке. Онлайн-среда предоставляет широкие возможности для свободного распространения и выражения мысли художника, проблема заключается лишь в сложности сохранения авторского права.

Можно выделить следующие функции политической карикатуры:

  • информационная функция заключается в донесении сообщения до аудитории о политических событиях и явлениях в сатирической форме;
  • социальна функция выражается в формировании и регулировании общественного политического сознания;
  • коммуникационная функция заключается в обмене информацией, создании новых тем для обсуждения, формировании диалога между СМИ и читателями;
  • манипулятивная функция выражается в создании общественного мнения того или иного образа политика или политической ситуации, определённого мнения, данная функция наиболее часто используется в политическом PR для создания имиджа;
  • сатирическая функция выражается в создании комической критики, разоблачения или осмеяния общественно-политических явлений;
  • творческая функция заключается в генерации новых креативных идей, демонстрации художественного мастерства автора;
  • познавательная или образовательная функция заключается в донесении новой информации на политическую тематику.

Тематика политической карикатуры весьма разнообразна. Одни карикатуры затрагивают вопросы коррупции, экономики, военного и мирного урегулирования конфликтов, другие высмеивают решения, избирательные кампании, внешний вид и поведение политиков. При этом художник-карикатурист всегда должен быстро реагировать на ситуацию и события, карикатура должна быть актуальной и своевременной.

Суть политической карикатуры заключается в критике актуальных политических событий, карикатурист ставит перед собой цель намеренно выразить то или иное общественно-политическое явление в комичном виде. Здесь большую часть информации несут в себе визуальные элементы, они являются неотъемлемым компонентом, а текст в свою очередь служит дополнением или комментарием к изображению. Создание карикатуры — сложный, творческий и креативный процесс, так как визуал несёт основную смысловую нагрузку, он может быть представлен не только рисунком, но и схемами, эмблемами, символами. Для более красочного описания в карикатурах используются гипербола (преувеличение), гротеск (причудливость), визуальная метафора, которая представляет собой изображение, символизирующее сложную идею или показывающее отношение между двумя понятиями, обычно не связанными между собой, переносный смысл рисунка на основе аналогии, сходства, сравнения и ассоциаций. Важно, чтобы метафора, с помощью которой выражается социально-политическая ситуация, было узнаваема и легко понимаема массовой аудиторией.

Структура и содержание метафоры позволяет сократить путь от одного образа к другому, позволяя добиться максимальной концентрации внимания аудитории. Например, на карикатуре журнала «The Economist», изображён на тот момент ещё кандидат в президенты США Д. Трамп, который везёт своих активных избирателей в пропасть, визуальная метафора как бы намекает на будущее правление президента. В политической карикатуре также часто присутствуют архетипичные метафоры. Художники, используют образы башни, корабля в море, рельсов, света и тьмы, природного цикла, жары и холода. Такие метафоры создают основу для ассоциаций с политическими процессами и требуют внимательного прочтения и проведения аналогии. Например, на карикатуре лидеры стран планируют войну, изображенную как политическую игру, а на стене висит картина мирного и умиротворяющего пейзажа с голубым небом, политики как бы не видят всех ужасов войны.

Яндекс.Метрика