Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

PR-продвижение художественных выставок

Особенности PR-деятельности в сфере культуры

В современной науке термин «культура» имеет множество определений. В широком смысле — это многоуровневая и сложная система, представляющая собой с одной стороны накопленные обществом духовые и материальные ценности, а с другой человеческая деятельность, которая опирается на наследие и опыт прошлых поколений и передающая его своим потомкам. Культура выражается в формах жизни людей (наций, народов, социальных групп), способностях, творческой силе. Данная сфера призвана сохранять исторические памятники, развивать культурные достижения в области литературы, театра, изобразительного искусства, архитектуры, приобщать население к творениям, образовывать и воспитывать.

Ключевую роль в сохранении культурных ценностей и их популяризации играют учреждения сферы культуры. К ним относятся музеи, галереи, заповедники, национальные парки, театры, концертные залы, библиотеки и другие. Они в свою очередь могут быть государственными, муниципальными, частными, а также со смешанной формой собственности.

Сфера культуры всегда занимала важное место в жизни российского общества. Однако за последние два десятилетия учреждения данной отрасли пережили девальвацию и смену своих ценностей, изменение общественно-экономических ориентиров. Это обусловлено рядом факторов, во-первых, снижением государственного финансирования, что привело к необходимости самостоятельно восполнять бюджет предлагая новые проекты и услуги. Во-вторых, изменением потребительских предпочтений, люди стали более избирательно и критично относиться ко всему, что предлагает то или иное учреждение культуры. В-третьих, повышением конкуренции на рынке досуга, на котором за свободное время населения ведут борьбу множество культурно-досуговых предприятий. В-четвёртых, в условиях глобализации и развития технологий людей больше не устраивает скудность, стереотипность и однообразие культурных программ, особенно это проявляется на фоне зарубежного опыта, где интерактивные элементы и спецэффекты стали частью любого культурного проекта. В-пятых, высокое влияние массовой культуры, которая оказывает воздействие на людей, особенно на молодежь, формирует вкусы и предпочтения, создавая новый поведенческий тип «человека играющего», поэтому элементы зрелищности, карнавальности, игры, шоу, фестивальности всё чаще используются в различных учреждениях культуры.




Выделенные тенденции вынуждают сферу культуры адаптироваться под современную реальность и корректировать свою деятельность, становиться более открытыми внешнему миру, воспринимать свой культурный продукт как товар, ориентируясь на посетителей и зрителей как на потребителей, выстраивать маркетинговую деятельность и применять эффективные PR-инструменты для формирования интереса, грамотного позиционирования, популярности и имиджа, улучшения сервиса, отстройки от конкурентов, повышения узнаваемости, создания благоприятных отношений со всеми аудиториями, привлечения спонсоров и общественных организаций. Особую актуальность коммуникационные средства и методы приобретают в деятельности негосударственных, частных культурных проектов, так как их успех и рентабельность полностью зависит от количества посещений.

PR в сфере культуры — это управленческая и стратегическая деятельность, направленная на формирование положительной и доверительной социальной среды для творческой и деловой активности. Базируясь на благоприятном образе, становится легче реализовать социально значимые культурные проекты. В свою очередь, учреждения данной сферы деятельности имеют ряд преимуществ для налаживания общественных связей: опыт проведения культурно-массовых мероприятий; наличие средств для реализации PR (творческий потенциал, материально-техническая база, организационный опыт); близость к структурам власти; своя целевая аудитория; интерес со стороны спонсоров для дополнительного финансирования; возможность тесного сотрудничества со СМИ.

В современном информационном обществе, перенасыщенном информацией, поступающей из различных онлайн и офлайн источников, организациям культуры сложно выделить своё предложение среди многообразия других, поэтому они становятся всё более открытыми к диалогу с внешней средой. Владение PR-технологиями сегодня является необходимым умением специалиста культурной сферы. При этом отметим, что, вступая в борьбу за потребителя учреждения культуры не должны забывать, что их основной задачей по-прежнему является распространение моральных норм и традиций. В этом и заключаются противоречия коммуникационной деятельности в данной сфере, когда, используя PR-технологии для воздействия на аудиторию важно помнить о гуманистических принципах.

Особенностью PR-деятельности в рассматриваемой сфере является соединение трёх направлений: привлечение потенциальных посетителей и зрителей, управление отношениями с контактными группами, создание имиджа и репутации учреждения. При этом в ряде случаев границы между PR, рекламой и стимулированием сбыта стираются, что во многом обусловлено эффективностью интегрированного подхода и необходимостью экономить бюджет. Сложность также заключается в том, что в связи с низким финансированием не все учреждения могут позволить себе соответствующее структурное подразделение и иногда даже одного PR-специалиста, зачастую данные функции выполняет руководство или отделы по выставочной работе. Речь конечно же не идёт о крупных музеях, театрах, национальных парках, коммерческих проектах, где всегда имеется департамент или отдел, осуществляющий коммуникации, или применяются услуги аутсорсинга (привлечение внешнего PR-агентства).

Отметим, что PR-деятельность в сфере культуры разделяется на внешние и внутренние коммуникации. Внутренние представляют собой механизмы управления информационными потоками внутри учреждения, объектами здесь являются действующие и потенциальные сотрудники. Внешние коммуникации представляют собой управление коммуникационными потоками и связь с внешней средой. Их ключевой задачей является удовлетворение информационной потребности учреждения культуры, налаживание связей с потребителями, поставщиками, партнёрами, органами власти, финансовыми структурами, профильными организациями, спонсорами, донорами, СМИ и обществом в целом.

Кандидат экономических наук, профессор Т.В. Абанкина, выделяет следующие цели PR-деятельности в учреждениях культуры:

  • создание у целевой аудитории и широкой общественности определённого образа учреждения культуры;
  • формирование благоприятного общественного мнения;
  • создание образа надёжного делового партнёра;
  • создание у целевой аудитории знания о том или ином учреждении и культурном продукте;
  • формирование мероприятий, направленных на то, чтобы сделать определенную контактную группу постоянной аудиторией или партнёром;
  • стимулирование интереса потребителей (посетителей или зрителей) к конкретному культурному предложению.

Успех PR-деятельности в сфере культуры зависит от чёткого понимания учреждениями их миссии, уникальности и ценности, которые являются основой позиционирования. Эти элементы формируют идентичность, идентифицируют и дифференцируют культурный продукт на рынке:

  • миссия культурного учреждения — смысл деятельности и функциональное предназначение, например, миссия музея Андрея Рублёва звучит следующим образом: «Помочь людям открыть для себя икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства, «укоренить» их в собственной культурной традиции»;
  • философия — с помощью чего учреждение реализует миссию;
  • цели — к чему стремится учреждение в своей деятельности, например, Третьяковская галерея выделяет следующие цели: «исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России; формировать российскую культурную идентичность, привлекая внимание общества к той важной роли, которую играют в ней искусство в целом и коллекция в частности; делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства»;
  • история — легенда, сюжет, основанный на реальных событиях (первая коллекция, этапы развития, достижения);
  • ценности — это принятые и разделяемые всеми сотрудниками принципы, которые определяют взаимоотношения в учреждении и транслируются во внешнюю среду (духовные, эмоциональные, функциональные, социальные);
  • принципы — это правила, которым следуют все сотрудники;
  • мифы и истории, сформированные в учреждении за годы работы, например, музей в замке Бран, в котором по легенде ночевал известный воевода Влад Цепеш-Дракула;
  • персонажи, сыгравшие роль в становлении учреждения, например, П.М. Третьяков — основатель Третьяковской галереи, М. Тюссо — основательница Музея восковых фигур;
  • обряды, обычаи и ритуалы, например, мероприятие «Турнир Святого Георгия», проводимый музеем-заповедником «Коломенское»;
  • нормы и кодексы корпоративного поведения, часто собранные в единый документ, например, музей С.А. Есенина создал «Кодекс этики музейного работника», с которым можно ознакомиться на сайте учреждения;
  • позиционирование культурного продукта (уникальная коллекция, впервые в России, инновационные технологии, первый в своём жанре).

Данные элементы формируют корпоративную культуру, неповторимый образ, идентичность, оригинальность, неповторимость, привлекательность и ценность учреждения культуры, которые ложатся в основу коммуникационной стратегии PR-продвижения.

И.В. Малявкина в научной статье, выделяет ключевые принципы деятельности по связям с общественностью в сфере культуры:

  • напоминание и узнавание — регулярное напоминание аудитории о своем культурном продукте и его презентация посредством различных каналов коммуникации для повышения узнаваемости и создания интереса;
  • адресность сообщения — чем точнее сформулировано кому предназначен культурный продукт, кто его целевая аудитория, тем вернее будут выбраны релевантные PR-инструменты и тем эффективнее будет PR-продвижение;
  • интерактивность — потребители культурного продукта больше не хотят быть пассивными зрителями, в ходе реализации коммуникационного воздействия важно вовлечь аудиторию в действо, сделать её участником, а не наблюдателем;
  • масштаб коммуникации — добиться результатов можно только систематическими действами, необходимо формировать стратегический, комплексный подход к PR-деятельности, выстаивать отношения со СМИ и стейкхолдерами.

Понятие и классификация художественных выставок

В современном обществе художественные выставки стали органической частью социокультурного пространства, представляя собой организованный комплекс смысловых, идейных, материальных и эстетических компонентов, пространство, созданное с целью презентации на своей территории явлений культуры и искусства. В настоящее время художественные выставки расширяют свои функции, появляются новые формы презентации экспозиции, а современные технологии выводят искусство на новый уровень. Сегодня они могут проходить не только в музеях и галереях, но и в общественных местах, торговых центрах, ресторанах, супермаркетах, даже на вокзалах и станциях метро, с использованием интерактивных элементов, спецэффектов и инновационных решений.

Классифицируются художественные выставки по различным признакам:

  • по форме организации: стационарные, тематические, мемориальные, временные, оперативные (входящие в состав другого мероприятия);
  • по длительности: постоянные и временные;
  • по географии: междуна­родные, национальные, регио­нальные;
  • по уровню восприятия: внешне-событийные, интеллектуальные, предметные, глубинно-психологические, эмоционально-оценочные, духовно- мировоззренческие;
  • по типу пространства: частные и государственные музеи и галереи, центры искусства, выставочные залы, учебные заведения, библиотеки, Интернет (виртуальные художественные выставки), клубы и другие;
  • по типу экспонируемого материала: историко-музейная тематика, (живопись, графика, скульптура), мировое современное искусство (концептуальное и мультимедийное), фотовыставка (историческая и традиционная фотография, обработка, негативы);
  • по функции: выставка-конкурс, популяризирующая, образовательная, выставка вокруг события (например, юбилей художника, научный форум, PR-акция коммерческой компании), выставка-ярмарка (предполагает продажу), выставка после реставрации.

Экспозиционная деятельность в рамках реализации художественной выставки имеет ряд последовательных этапов: составление плана выставки, подготовка оборудования, определение способов доставки и хранения экспонатов, составление картотеки, разработка документации, этикетажа, и маршрута, написание аннотации, комплексная работа в области продвижения, эффективного позиционирования, привлечения партнёров, спонсоров и посетителей.




В коммуникационной деятельности художественные выставки могут иметь две трактовки, во-первых, они могут быть реализованы в качестве инструмента деятельности по связям с общественностью учреждений сферы культуры и художников (специальное мероприятие), во-вторых, как самостоятельный проект, который нуждается в PR-продвижении для привлечения аудитории и достижения поставленных целей и задач. Учитывая тематику данной публикации для дальнейшей проработки интерес представляет второй вариант.

Художественные выставки являются неотъемлемой частью жизни современного человека, на рынке сложился устойчивый спрос публики к искусству, который растёт с каждым годом. Согласно данным статистики, рынок изобразительного искусства в 2018 году пережил самый мощный скачок роста в XXI веке, люди активно посещают музеи и выставки. С одной стороны это способствует развитию и росту, а с другой требует выработки адекватных мер по отстройки от конкурентов и привлечению посетителей.

Сегодня художественные выставки не только являются культурными событиями, но и экономически выгодными, все чаще их называют «коммерческими проектами», поэтому их организация и продвижение требует соответствующих экономическим институциям мероприятий. Исход из этого они начинают жить по законам маркетинга и PR. Здесь можно привести слова социолога искусств Д.Б. Дондурея: «…если посещение выставки будет интерпретироваться как важное событие, станет суперпрестижным, необходимым для удовлетворения чувства статусной принадлежности к элите — то всё получится. Появятся деньги, а с ними и новые возможности». Данная цитата подтверждает важность грамотного позиционирования и PR-продвижения художественной выставки.

Этапы и инструменты PR-продвижения художественных выставок

Организация художественных выставок связана со стремлением представить свою идею и культурный продукт широкой аудитории. Поэтому здесь идёт речь не только об эстетическом успехе, но и коммерческом. Так как не все арт-произведения могут отвечать спросу публики, задача организаторов состоит в целенаправленном создании потребности в своём предложении.

Сегодня художественные выставки являются коммерческими проектами, эффективность их реализации во многом зависит от позитивного отношения общественности, грамотного позиционирования, создания широкого интереса, резонанса и тренда, формирования конкурентных преимуществ перед другими культурными мероприятиями, сегментации целевой аудитории и на её основе выбора релевантных средств и методов PR.

Продвижение той или иной художественной выставки как проекта требует проработки четырёх последовательных этапов: подготовительный этап, этап планирования, этап реализации и оценки эффективности (рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы PR-продвижения художественной выставки

Первый, подготовительный, этап заключается в проведении маркетинговых исследований, сегментации целевой аудитории, а также формулировки цели и задач. Процесс продвижения художественной выставки начинается с анализа внешней и внутренней среды, конкурентных исследований, функционального бенчмаркетинга, контент-анализа информационного поля, по необходимости проводятся опросы, кабинетные исследования, фокус-группы, SWOT и PEST-анализы. Сбор этой информации позволяет определить точные маркетинговые цели, которые направлены на обеспечение ориентации на посетителей и формирование конкурентных преимуществ арт-выставки. Заканчиваются маркетинговые исследования систематизацией данных и моделированием выявленных проблем.

Следующий шаг в рамках этапа планирования — сегментация целевой аудитории. Согласно профессору А. Хиршману арт-рынок можно разделить на три сегмента:

  • творчество, ориентированное на творца: целевой аудиторией здесь является сам творец, а цель — самовыражение;
  • творчество, ориентированное на избранных: целевой аудиторий здесь является профессиональное сообщество (художники, критики, эксперты, заинтересованные лица), а цель — признание;
  • творчество, ориентированное на рынок: целевой аудиторий здесь является массовая публика, а цель — получение прибыли (продажа произведений искусства или билетов).

Анализируя целевую аудиторию, необходимо выделить демографические, географические, экономические, психологические характеристики, изучить интересы, потребности, ожидания. Важно также определить мотивы посещения выставки, в частности, ими могут быть: познание, саморазвитие, самоутверждение, отдых, стремление получить новую информацию, приобщиться к культурным ценностям, узнать что-то новое, получить эстетическое удовольствие, повысить статус, пообщаться с единомышленниками. Далее следует составить портрет потенциального посетителя, исходя из которого будут выбираться средства и методы PR-продвижения.

Следующий шаг заключается в постановке цели и задач продвижения. Ключевой целью является привлечение как можно большего числа посетителей художественной выставки. К задачам можно отнести достижение промежуточных результатов и решение текущих коммуникационных проблем в процессе подготовки и продвижения проекта: создание имиджа и персонального бренда художника, формирование известности, привлечение спонсоров и информационных партнёров, популяризация направления.

После проведения маркетинговых исследований, сегментации целевой аудитории и формулировки цели и задач, можно переходить к следующему этапу — планированию, который заключается в позиционировании арт-выставки, кадровом и финансовом обеспечении продвижения, создании календарного плана.




Позиционированием называется процесс поиска такой рыночной позиции, которая будет выгодно отличать художественную выставку от конкурентов, создавать интерес целевой аудитории и занимать в их сознании обособленное положение. Это простое и чёткое утверждение, почему публики необходимо посетить арт-мероприятие. Оно может быть связано с именем художника, профессиональной публикой, уникальным направлением в искусстве, впервые выставленным полным собранием произведений, редкими экспонатами, привезёнными из-за границы. Например, в качестве позиционирования художественной выставки «Арт Москва» было заявлено: «одна из самых эффективных рыночных институций современного искусства в России, которая ежегодно собирает специалистов и любителей актуального искусства со всего мира».

Одним из ключевых пунктов продвижения является вопрос формирования ответственных лиц. Это может быть действующий отдел по связям с общественностью, отдельные специалисты, а также стороннее PR-агентство, выбор зависит от масштабов мероприятия, опыта персонала, креативной стратегии, а также выделенного бюджета.

Финансовое обеспечение продвижения — один из самых сложных этапов. Здесь важно проработать следующие пункты: определить затраты на реализацию каждого этапа PR-сопровождения; установить, на какие цели будет потрачен бюджет (СМИ, Интернет, соцсети, специальные акции и мероприятия); анализировать действующую материально-техническую базу; выявить возможные дополнительные источники финансирования (совместные проекты с партнёрами, спонсоры).

Установка сроков и календарное планирование определяет временные границы каждого этапа продвижения художественной выставки: график работы персонала; график проведения специальных мероприятий; медиаплан публикаций в СМИ; тайминг публикаций в соцсетях; сроки подведения промежуточных итогов.

После формирования кадрового и финансового обеспечения, установки сроков, можно переходить к этапу реализации, который представляет собой выбор и непосредственное использование средств и методов PR для продвижения художественной выставки (рисунок 2).

Рисунок 2. Средства и методы PR-сопровождения художественной выставки

Первый канал PR-продвижения — средства массовой информации (печатная пресса, телевидение, радио). Благодаря воздействию на массовую аудиторию СМИ позволяют вызвать резонанс, информировать большое количество потенциальных посетителей о выставке, создать интерес и эффективно позиционировать мероприятие. Выделим ключевые направления и виды сотрудничества арт-проектов со средствами массовой информации:

  • создание медиа-карты, включающей массовые (газеты, журналы, федеральные и региональные телеканалы) и профильные СМИ, например, журналы «Культурный тренд», «Искусство», «ART+AUCTION Russia», «The Art Newspaper Russia»;
  • размещение материалов (пресс-релизы, анонсы, статьи, биография художника);
  • публикация печатных и проведение теле- и радиоинтервью;
  • сторителлинг (создание историй о художнике, арт-менеджере, мероприятии, сюжете, арт-направлении для дальнейшей серии публикаций);
  • съемки сюжетов и репортажей о выставке и художнике;
  • коллаборации с лидерами мнений, блогерами, популярными личностями и совместные медиа-кампании;
  • приглашение информационных партнёров.

Следующий канал — сеть Интернет. В современном информационном обществе без использования digital-инструментов невозможно эффективное продвижение художественных выставок. Интернет стал частью повседневной жизни, он обладает важными свойствами интерактивности, мультимедийности, способностью хранить большие объемы информации, использовать текстовые и визуальные элементы. Выделим основные методы PR-продвижения арт-выставок в онлайн-среде:

  • создание, наполнение и продвижение сайта выставки (промо-сайт или лендинг);
  • информация о выставке на сайте музея или галереи;
  • работа с целевыми электронными СМИ и порталами, например, «KudaGo», «Афиша», «Досуг», «GQ», «Сноб», «Time Out», «The Village», электронные версии газет и глянцевых журналов;
  • взаимодействие с билетными операторами (bileter.ru, kassir.ru, redkassa.ru, ponominalu.ru);
  • работа с лидерами мнений, digital-инфлюенсерами и блогерами: приглашения на выставку, анонсы, публикации;
  • комплексная SMM-деятельность в соцсетях («Вконтакте», «Instagram», «Facebook», «YouTube», «Одноклассники»): создание страниц мероприятия, размещение фото-, видео- и текстового контента, анонсирование выставок в целевых пабликах, работа с лидерами мнений в соцсетях, продвижение личного бренда художника;
  • отслеживание информационного поля выставки в онлайн-среде.

Таким образом, digital-среда предоставляет широкие возможности для продвижения художественных выставок. Следующий инструмент — специальные мероприятия:

  • мероприятия для прессы: пресс-конференции, презентации, экскурсии для представителей СМИ, фотоколл;
  • интеграция выставки во внешние мероприятия, организация промо-мероприятий на сторонних площадках;
  • организация и проведение artist talks;
  • партнёрские проекты и коллаборации художника с брендами;
  • презентации для спонсоров;
  • лекции и семинары по тематике выставки;
  • круглые столы для профессионалов рынка и СМИ на тему выставки и художественного стиля;
  • участие художника и арт-менеджера в профессиональных мероприятиях для специалистов арт-рынка.

Заключительный этап продвижения художественной выставки — оценка эффективности.

Вопросы оценки эффективности PR-продвижения являются предметом обсуждения многих исследователей и практиков. В литературе и научных статьях отсутствуют комплексные методики, позволяющие оценить успех продвижения современных художественных выставок, поэтому обобщив информацию из различных источников, автор предпримет попытки самостоятельно выделить критерии результативности концепции PR-сопровождения культурных арт-проектов.

На наш взгляд ключевыми показателями эффективности являются, во-первых, эффективность самой художественной выставки как специального мероприятия, продвигаемого средствами PR, во-вторых, качественные и количественные коммуникационные показатели, в-третьих, социальные показатели, и, в-четвертых, экономические. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Очевидно, что оценивать эффектность художественной выставки следует исходя из достижения поставленных на этапе планирования цели и задач. Наиболее правильно использовать комплексную оценку, включающую в себя количественные, качественные, традиционные и инновационные методы. Кроме того, поскольку в любом мероприятии есть несколько категорий участников, каждая из которых преследует свои цели и мотивы, измерять культурное событие необходимо с разных точек зрения, используя такие критерии, которые позволят оценить, насколько мероприятие было эффективным для той или иной группы.

Исходя из этого эффективность художественной выставки как специального мероприятия следует оценивать по следующим параметрам:

  • соотношение количества проданных билетов (регистраций) и действительное количество пришедших на выставку;
  • количество участников, посетивших выставку повторно — значимый показатель, который, во-первых, означает, насколько содержательная часть мероприятия отвечает потребностям аудитории, а во-вторых, показывает количество рекомендаций события, например, сначала гость приходил с супругом, а затем посетил выставку еще раз с друзьями;
  • аналитические данные, полученные посредством портативных устройств — использование технологий, которые предоставляют аналитику в режиме реального времени, например, система EventBit показывает, сколько времени посетитель потратил на каждом экспонате и сколько километров по пространству выставки он прошёл;
  • отслеживание перемещений, взглядов и эмоций публики, для оценки может быть использован метод включённого наблюдения;
  • количество отзывов (офлайн и в онлайн-среде), количество публикаций в социальных сетях (поиск по целевым хештегам);
  • уровень личного бренда, узнаваемость и имидж художника после мероприятия, для оценки может быть использован контент-анализ, опрос, мониторинг информационного поля, количество входящих запросов;
  • количество последующих посещений галереи или музея.

Для оценки эффективности использования средств и методов связей с общественностью при PR-сопровождении художественных выставок применяются качественные и количественные показатели. Количественные коммуникационные показатели — охват аудитории, количество разосланных пресс-материалов, количество публикаций, анонсов и сюжетов в различных видах СМИ, количество посещении сайта (трафик) и целевых действий на нём (покупка билета, регистрация), количество переходов на сайты партнёров, количество входящих обращений и запросов СМИ, количество подписчиков в соцсетях, показатели их активности и вовлечённости (охват, «лайки», репосты, сохранения, комментарии, просмотры stories и прямых эфиров), количество посещений специальных мероприятий в рамках продвижения (публика и СМИ), количество задействованных блогеров и лидеров мнений, количество информационных партнёров и спонсоров. Для получения данных могут быть использованы такие методы как подсчёт показателей, контент-анализ, анализ медиаполя, опросы, аналитические данные, предоставляемые функционалом соцсетей и сайта, специальные программы (Медиалогия, Google Trends, Brandanalytics).

К коммуникационным качественным показателям можно отнести модальность информационного поля художественной выставки (положительное, нейтральное, негативное), заинтересованность партнёров и спонсоров, общественное мнение, узнаваемость, интерес публики и лидеров мнений, отзывы, опубликованные в период коммуникационной кампании. Для получения данных могут быть использованы такие методы как контент-анализ, анализ медиаполя, опросы.

К социальным показателям эффективности можно отнести приверженность публики, разделение позиции и ценностей, повышение статуса художника и культурного учреждения, на базе которого организована выставка, цитируемость, гордость персонала, развитие направления искусства и привлечение внимания к проблематике. Для получения данных могут быть использованы такие методы как включённое наблюдение, опрос, количество входящих запросов от СМИ и профессионального сообщества, посещаемость учреждения культуры, количество приглашений художника и арт-менеджера на отраслевые мероприятия.

К экономическим показателям эффективности относится прибыль от продажи билетов и сувенирной продукции, рентабельность мероприятия, доля рынка по сравнению с конкурентами. Ключевым показателем является ROI — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности мероприятия, учитывая сумму вложенных инвестиций. Расчёт происходит путём вычета из прибыли от продаж билетов, проданных при помощи коммуникационной кампании, стоимости затрат на использованные PR-инструменты и делим на неё же (формула: ROI = (Доход от вложений – размер вложений) / Размер вложений * 100%).

Анализ отечественного и зарубежного опыта PR-сопровождения художественных выставок

Художественный рынок — это не только оборот ценностей и выставочная деятельность, а явление более сложное, связанное с различными субъектами художественных коммуникаций, в рамках которых происходит продвижение культурного продукта. Коммуникационные технологии в данной сфере стали особенно актуальны в связи с развитием рыночного подхода к музейному и выставочному делу. Первыми институциями, освоившими такой подход стали американские учреждения культуры, начиная с 1950-х годов, затем, после проведения реформ М. Тэтчер и британские. В нашей стране музеи столкнулись с реалиями реформы общества и рыночным подходом в начале 1990-х годов.

История художественных выставок ведёт своё начало ещё с глубокой древности, когда для достижения необходимого результата и влияния на массы использовалась та или иная форма организации наглядной демонстрации ценностей общества — государственных и религиозных. С давних времён, люди, обладающие значительными финансовыми средствами, наделённые светской или духовной властью собирали и демонстрировали свои коллекции различных видов искусств. Первым музеем современного типа стал Британский музей в Лондоне открытый в 1753 году, посетить его можно было по специальному разрешению, а первым публичным музеем — Лувр в 1793 году. Во второй половине XVIII века В Лондоне стали появляться первые аукционные дома (аукционы «Сотбис» в 1744 году, «Кристис» в 1766 году), что привело к повышению интереса к выставочной и галерейной деятельности.




В середине XIX века в Европе начал формироваться современный образ художественного рынка, появились дилеры (торговцы произведениями искусства), активно стали открываться галереи и выставки, изготавливаться рекламные мероприятия для их продвижения, издаваться специальные журналы и каталоги. Появились сообщества экспертов, оценщиков, музейные специалисты, художественные критики. Этот период можно назвать зарождением маркетинга в арт-сфере и появлением первых PR-мероприятий в данной области.

В настоящее время лидерами мирового арт-рынка являются Лондон, Нью-Йорк и Токио, они занимают 73% рынка. Активно развивается выставочное и галерейное дело в Бразилии, Индии, Китае, Мексике, Объединенных Арабских Эмиратах. Международные арт-проекты появляются на всех континентах.

Художественная выставка — особый товар, чьё успешное продвижение невозможно без комплексного информационного сопровождения.  Усилия PR-специалистов здесь направлены на создание имиджа культурного продукта, привлечение как можно большего количества посетителей, формирование широкой известности в профессиональных кругах и обществе в целом, выделение среди аналогичных объектов и привлечение внимания.

Создать известность художественной выставки и внедрить в массовое сознание желание её посетить означает сформировать спрос на художественный продукт, сделать его доходным товаром. Несомненно, во многом на эффективность PR-сопровождения выставок влияет имя художника, его статус, известность и популярность, а также узнаваемость и ассоциативность экспонатов (известные работы, исторические или литературные личности, популярные и загадочные вехи истории). Эти факты сами по себе являются привлекательными для аудитории и не требуют масштабной коммуникационной кампании. Например, выставка «Терракотовая армия» проведённая в Швеции Национальным музеем мировой культуры привлекла около 350 тысяч посетителей, сделав её самой посещаемой выставкой в истории Швеции, при этом для продвижения мероприятия использовались только средства массовой информации и наружная реклама.

Американские и европейские подходы к PR-сопровождению художественных выставок объединяет современность и прогрессивность. Чаще всего PR-продвижение арт-проектов отдаётся на аутсорсинг [44]. Например, известное бренд-консалтинговое агентство «Wolff Olins», которое базируется в Лондоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке работает со многими музеями и выставками. Характерной особенностью зарубежного продвижения являются высокие бюджеты, зачастую на PR-кампанию приходится 60% выделенных средств и ещё 20% на сувенирную продукцию.

Коммуникационные мероприятия готовятся заблаговременно, в арсенале PR-специалиста визитки, буклеты, каталоги, рекламные листовки, открытки, календари и тематические постеры. Например, для выставки Жоан Миро в Гран Пале в 2019 году были созданы оригинальные каталоги и календари в стиле художника.

В рамках PR-сопровождения также часто привлекаются специально приглашаемые на открытие публичные лица, самим своим присутствием способные создать рекламу, а также представители СМИ. Например, такой закрытый предпоказ был организован на выставке Кубизм в Центре Помпиду в январе 2019 года. За рубежом для обычных посетителей также устраиваются разные «приманки», например фуршеты, бесплатные конфеты и фрукты, пирожные в оригинальном оформлении.

Для создания имиджа культурного продукта зарубежные PR-специалисты используют так называемую консюмеристскую художественную критику, больше напоминающую рекламу, информирующую потребителя и формирующую спрос. Особую роль здесь играют профессиональные печатные и электронные СМИ, например, «Frieze» (Великобритания), «Blend» (Нидерланды), «Elephant» (Великобритания), «Juxtapoz» (США), «Art in America» (США), а также массовые общественно-политические и информационные издания.

В настоящее время цифровые технологии полностью меняют процесс PR-продвижения художественных выставок. Коммуникационная активность все больше включает в себя SMM-деятельность в социальных сетях, за рубежом наиболее популярными являются соцсети «Facebook» и «Instragram». Например, Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке имеет в социальных сетях порядка 7, 5 миллионов человек — там учреждение рассказывает о своих сотрудниках, работах и выставках, обсуждает острые вопросы культуры и проводит небольшие видеоэкскурсии. Музей LACMA в Лос-Анжелесе активно использует приложение «Snapchat», Нью-Йоркская библиотека придумала свой бот Emoji Bot, а галерея Тейт в Лондоне стала широко известной благодаря публикации в своих социальных сетях анимированных изображений из своих картин под заголовком «1840’s GIF Party».

Для продвижения выставок за рубежом часто используются различного вида флэшмобы, перформансы и интерактивные элементы, для привлечения внимания, создания дополнительных информационных поводов и психологического воздействия на публику. Например, в США на художественной выставке в галереи Джона А. Дейя танцоры, одетые под тематику выставленных картин, устроили флешмоб под песню Нэнси Синатра «These Boots are Made for Walkin», чем привлекли дополнительное внимание общественности к экспозиции.

Перейдём к рассмотрению российского опыта PR-сопровождения художественных выставок. В нашей стране искусство всегда было в тренде, в последнее время стало модно им интересоваться, а в определенных кругах — даже разбираться. Примечательно, что арт-проекты становятся всё более конъюнктурными, а подача более интерактивной и носит развлекательный характер.

Повышение количества проводимых культурных мероприятий в России вынуждает организаторов противостоять конкуренции и бороться за свободное время посетителя с помощью активной коммуникационной детальности. Чаще всего PR-сопровождение российских художественных выставок отдаётся на аутсорсинг в специализированные агентства, однако бюджет на продвижение часто бывает ограничен. В целом российские PR-специалисты используют зарубежный опыт адаптируя его под местный рынок, наибольшими профессиональными компетенциями обладают агентства Москвы и Санкт-Петербурга, так как здесь реализуется наибольшее количество арт-проектов.

Как отмечает Я. Зяблина, PR-специалист, ведущий сотрудник агентства «Papa Marketing» и PR-координатор Музея стрит-арта «главная задача PR-сопровождения художественных выставок — удержать внимание СМИ и интерес посетителей, особенно когда выставка длится пять месяцев и более. Когда происходит открытие — информационным поводом служит сам факт появления новой выставки, эту информацию можно «раскачивать» примерно месяц-два: анонсировать в СМИ, рассказывать об экспозиции в интервью и специальных материалах. Следующие 4-5 месяцев работы проекта основная задача — находить способы подогревать интерес, создавать дополнительные поводы для СМИ, которые будут иметь не меньшее значение, чем факт открытия».

В России для продвижения художественных выставок используются федеральные и региональные общественно-политические, информационные, развлекательные, глянцевые, профильные издания и интернет-порталы, например, «Московский Комсомолец», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Time Out», «Сноб» «Peopletalk», «Афиша», «Ваш досуг», «Метро», «Теленеделя», «Glamour», «Искусство», «Художественный совет», а также телеканалы. Как и за границей организуются презентации и спецпоказы для представителей медиа, экспертов и лидеров мнения.

Об успехе PR-сопровождения некоторых российских выставок можно судить по очередям из желающих посетить арт-проект. Так, например, было в 2016 году на выставке Валентина Серова в Третьяковской галереи, когда образовалась многочасовая очередь и даже было организовано питание для людей, ожидающих на улице. Экспозиция была размещена на трёх этажах с 7 октября 2015 по 24 января 2016. По информации пресс-службы Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 500 тыс. человек, мероприятие вызвало широкий резонанс в СМИ. Для продвижения выставки использовались различные инструменты продвижения: создание вирусного ролика и продвижение его в социальных сетях; взаимодействие со СМИ; создание сайта выставки; разработка культурно-образовательной программы; специальные мероприятия; реклама (наружная, печатная, на транспорте, баннерная, социальных сетях); проведение акции; приглашение лидеров мнений, политиков и известных персон. Подобная ситуация сложилась и на выставке Айвазовского в Москве, где формировались беспрецедентно большие очереди, потому что на телеканале «Россия 24» практически каждые 15 минут объявляли, что до закрытия выставки осталось 14 дней, потом 13, и так далее.

В рамках PR-сопровождения для продвижения и поддержания интереса к художественным выставкам активно применяются специальные мероприятия. Например, перед самым закрытием организаторы выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» в Санкт-Петербурге решили продлить её еще на два месяца. Перед PR-специалистами встал вопрос: как обеспечить поток посетителей? Учитывая, что новость о продлении совсем не интересует СМИ. В связи с этим было принято креативное решение сделать на Конюшенной площади прямо перед павильоном, где проходила выставка, большой массовый пленэр, посвященный творчеству Ван Гога: установили мольберты, сделали заготовки полотен с пунктирными линиями сюжетов картин, выдали всем желающим краски и кисти, и каждый мог попробовать написать картину Ван Гога. На мероприятие пришли около 6 тысяч человек, очередь на выставку тянулась до 11 часов вечера, а количество публикаций по итогам этого ивента превысило общее количество по выставке за весь период.

В крупных городах художественные выставки активно конкурируют между собой. Отсюда формируется гибкость и изобретательность в вопросах PR-сопровождения. Сегодняшний посетитель приходит на выставку не только для знакомства с постоянной экспозицией или нашумевшей временной выставкой, но и на лекцию, мастер-класс, презентацию книги, кинопоказ или детский квест.

Как и за рубежом, без использования социальных сетей уже не представляется PR-сопровождение ни одного арт-проекта. В нашей стране наиболее популярными соцсетями являются «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» и «Instragram». Здесь применяются различные виды текстового и визуального контента, хэштеги, геотеги, проводятся конкурсы и розыгрыши. Например, Санкт-Петербургский музей современного искусства «Эрарта» для продвижения выставки Сальвадора Дали устроил флэшмоб в «Instragram». Фантастическую славу Дали составили многие вещи: его художественные работы, взрывной характер, эксцентричные выходки, собственный замок, и, конечно же, усы. Музей решил провести конкурсный флэшбом по условиям которого необходимо было выложить на своей странице в соцсети свою версию «усов» с хэштегом #erarta_surr. Победитель конкурса отправился вместе с друзьями на эксклюзивную экскурсию по выставке «Скульптуры Сальвадора Дали» в сопровождении арт-модератора и фотографа.

Подводя итог, можно отметить, что за рубежом и в России PR-сопровождение художественных выставок имеет комплексный подход и чаще всего отдаётся на аутсорсинг в специализированные агентства. Здесь используются современные и прогрессивные каналы, средства и методы: СМИ (массовые и профильные), спецпоказы, лидеры мнения, рекламно-полиграфические материалы, интерактивные элементы, флэшмобы, специальные мероприятия и социальные сети. В свою очередь российские PR-специалисты чаще всего используют зарубежный опыт, адаптируя его под местный рынок, а также часто работают в условиях ограниченного бюджета.

Современный рынок художественных выставок в России (2020-2021)

В настоящее время перед нашей страной стоит важная задача — в короткий срок осуществить социальную и экономическую модернизацию России, перейти на путь интенсивного развития и эффективно отвечать на внешние вызовы. В нынешних условиях глобализации и технологизации, сфера культуры играет важнейшую роль сохранения национальной идентичности, раскрывая созидательные начала россиян. В разные периоды истории, в имперские, советские и постсоветские времена, театры и музеи были визитной карточной государства, формировали внешний и внутренний имидж.

К особенностям современной культурной политики можно отнести поддержку творческого образования и молодых талантов, популяризацию и пропаганду культурной деятельности на государственном уровне, вовлечение граждан в культурный процесс. О внимании к данной отрасли говорит и тот факт, что за последнее время гуманитарная сфера была не раз объявлена темой года: 2014 — год культуры, 2015 — год литературы, 2016 — год российского кино, 2019 — год театра.




Художественные выставки являются важным элементом гуманитарного знания и частью художественного рынка России, который в свою очередь составляет важный компонент культуры, формирующий материальную основу для развития искусства. Сегодня отмечается общественный интерес к художественным арт-проектам как форме международного культурного обмена, приобщения к ценностям, встрече с признанными шедеврами искусства и смелыми экспериментами молодых авторов, проведении свободного времени с целью саморазвития и самосовершенствования.

Художественная выставка как система синтезирует различные виды искусства и концентрирует на своей территории комплекс эстетических, смысловых и материальных компонентов, актуальные явления культуры, апеллируя к широкому спектру ассоциаций и понятий, что в настоящее время вызывает устойчивый интерес публики. Значение эстетической потребности в наши дни усиливается с каждым годом. Культурная жизнь крупных городов России уже немыслима без музеев, галерей, выставочных залов и арт-перформансов.

Современный рынок художественных выставок в России начал формироваться с начала 2000-х годов, когда принципы рыночной экономики и зарубежные тенденции предоставили свободу выражения и принести конкуренцию в художественную сферу. Несомненно, толчком развития стало развитие инфраструктуры и туризма. В 2007 году в нашей стране наметился рост интереса к искусству отчасти благодаря экономическому подъёму. Именно в тот период начали появляться галереи и выставочные площадки, работающие по западному образцу, например, в Москве это «Винзавод», «Красный Октябрь», «Гараж», «Art Play», «Флакон», в Санкт-Петербурге «Арт центр», «Ткачи», «Этажи» и другие. В последующие годы количество арт-кластеров увеличивалось с каждым годом, и сегодня на рынке предлагается множество площадок для проведения арт-мероприятий различного масштаба. К сожалению, арт-кластеры развиваются в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Рынок художественных выставок получил бы большее развитие, если бы подобные проекты активно появлялись и в других российских городах.

По данным статистики в настоящее время наблюдается культурный бум, а посещаемость учреждений культуры превысила показатели советских времен, когда численность населения была выше. Самыми популярными выставками последних четырёх лет стали ретроспектива Ивана Айвазовского (598 832 посещений в Москве, более 300 тысяч посещений в Санкт-Петербурге) и выставка Валентина Серова (486 834 посещений) в Третьяковской галерее, что позволило музею заработать около 400 000 000 рублей, а также выставка «Шедевры из Пинакотеки Ватикана», которую увидели 163 тысячи человек.

В 2018 году количество посещений выставок и музеев достигло отметки в 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны. Свою лепту в статистику вносят и дни бесплатного посещения, например, такие популярные акции как «Дни культурного наследия», «Ночь в музее» или «Библионочи». Более того, эта практика постепенно расширяется, в частности, в Москве в апреле 2019 года впервые была опробована акция под названием «Музейная неделя», которую обещают сделать регулярной. Возможностей для бесплатного входа в культурные институции становится всё больше, и публика ими охотно пользуется.

Лидирующее место по посещаемости художественных выставок (постоянных и временных) занимают Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея. В 2018-2019 годах наиболее посещаемыми выставками стали «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» (Музейно-выставочное объединение «Манеж», общее число посещений 212 539 человек), «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Эрмитаже (общее число посещений 1 188 889 человек), «Архип Куинджи» (Третьяковская галерея, общее число посещений 384 707 человек), «Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта» (Мультимедиа Арт Музей, общее число посещений 141 873 человек), «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» (Музей современного искусства «Гараж», общее число посещений 60 083 человек) и другие.

Для того чтобы оценить рыночную ситуацию художественных выставок в России целесообразно провести PEST-анализ. Рассмотрим основные политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы, влияющие на арт-сферу (таблица 1).

Таблица 1 – PEST-анализ

Фактор Влияние на рынок арт-выставок Комментарий
Политические факторы:
Геополитическая напряжённость Благоприятный фактор Россияне стали меньше выезжать за границу, в связи с чем повышается спрос на внутренние досуговые мероприятия
Государственная поддержка культуры и искусства Благоприятный фактор Популяризация культуры на государственном уровне
Ограничительные меры зарубежных стран (санкции) Отрицательный фактор Возникают проблемы с закупкой выставочного оборудования, обменом опытом, проблемы с проведением международных арт-выставок
Снижение политического имиджа России Отрицательный фактор Уменьшение въездного туристического потока
Экономические факторы:
Глобализация Благоприятный фактор В настоящий момент существуют два ключевых тренда на культурном рынке: «мировая стандартизация» и «национальное отстаивание, идентичность», что приводит к развитию искусства и поиску новых направлений
Экономическая нестабильность Отрицательный фактор Непредсказуемость экономического положения в стране, снижение доходов населения
Рост курса валют Отрицательный фактор Повышение цен на организацию художественных выставок, закупку экспозиционного оборудования и аренду площадок
Снижение доходов населения Отрицательный фактор Снижение покупательской способности не даёт возможности часто посещать выставки. Снижение спроса на предметны искусства со стороны состоятельных граждан
Повышение конкуренции Отрицательный фактор С одной стороны, повышение конкуренции вынуждает разрабатывать масштабные мероприятия в области PR-сопровождения выставок с большим бюджетов. С другой стороны, повышается качество культурного продукта и сервис
Высокая зависимость от финансирования Отрицательный фактор Высокая зависимость от финансовой поддержки фондов, спонсоров, меценатов, государственных органов, партнёров
Инфраструктура Отрицательный фактор Низкий уровень развития инфраструктуры, особенно в регионах (транспортная доступность, отели, арт-кластеры), а также слабое развитие внутреннего туризма
Социально-культурные факторы:
Перенасыщенность онлайн-средой Благоприятный фактор Люди всё чаще хотят выйти в реальность, и посещение выставок становится настоящим событием
Интерес общества к арт-выставкам Благоприятный фактор Желание получить новые впечатления, отвлечься от проблем, саморазвиваться
Модные тенденции Благоприятный фактор Мода на интеллектуальный имидж, сейчас в тренде демонстрация не материальных благ, а интересного опыта и впечатлений, который можно показать друзьям и подписчикам в социальных сетях
Новое поколение потребителей Благоприятный фактор Появление поколения новых потребителей, более взыскательных к сервису, брендингу, качеству, уникальности, интерактивности и технологизации (миллениалы и центениалы), что повышает уровень организации арт-выставок
Новые направления в искусстве Благоприятный фактор Развитие современного искусства позволяет развивать творческий потенциал, находить новые направления
Технологические факторы:
Развитие технологий в арт-сфере Благоприятный фактор Инновационное и технологическое развитие позволят реализовывать новые направления в искусстве, зрелищность и интерактивность демонстрации
Развитие онлайн-бронирования Благоприятный фактор Развитие цифровых онлайн-технологий для облегчения бронирования и покупки билетов на выставки, что приводит к повышению продаж
Развитие digital-коммуникаций Благоприятный фактор Развитие Интернета и социальных сетей для продвижения художников, создания интереса, известности, имиджа и эффективного PR-сопровождения выставок

 

По итогам PEST-анализа можно выделить ключевые тенденции развития рынка художественных выставок в России:

  • экономическая и политическая нестабильность — люди стали реже выезжать за границу, мы переживаем исторический момент с непредсказуемыми перспективами, при этом многие хотят получить новые впечатления и отвлечься от проблем посещая выставки;
  • перенасыщенность онлайн-средой — несмотря на рост интернет-пользователей, люди всё чаще хотят выйти в реальность, и посещение выставок становится настоящим событием;
  • мода на интеллектуальный имидж — сейчас в тренде демонстрация не материальных благ, а интересного опыта и впечатлений, который можно показать друзьям и подписчикам в социальных сетях;
  • глобализация и развитие технологий способствуют расширению взглядов и интересов, появлению новых видов современного искусства и оригинальных арт-проектов;
  • рост качества работы музеев и выставочных пространств — на фоне усиления конкуренции, борьбы за свободное время населения, повышения требований целевых аудиторий к сервису и зрелищной составляющей;
  • технологическое развитие — простота онлайн-покупок билетов на выставки, совершенствование использования digital-коммуникаций при PR-сопровождении арт-проектов позволяют повышать продажи и спрос.

Здесь нельзя не отметить, что эпидемия вируса COVID-19 существенным образом отразилась на рынке художественных выставок. В марте 2020 года на всей территории России были закрыты государственные и частные музеи и выставочные галереи, запрещено проведение любых публичных мероприятий и показов, а население должно соблюдать режим самоизоляции.

Новая реальность привела к повсеместному выходу учреждений культуры в онлайн-среду. Музеи и галереи стали проводить виртуальные экскурсии и показы, которые в записи и в режиме реального времени можно посмотреть на сайтах и в социальных сетях. Так, например, Комитет по туризму Москвы запустил сайт stayhome.moscow — это платформа, где собраны виртуальные экскурсии и онлайн-проекты крупнейших московских учреждений досуга и культуры. Сейчас посетителям доступны материалы Музея современного искусства «Гараж», Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Еврейского музея и центра толерантности, Музея русского импрессионизма, центра «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, планетария, Центра славянской письменности «Слово», Московского музея современного искусства и зоопарка. В Санкт-Петербурге Эрмитаж сняли пятичасовой фильм-экскурсию и выложили видео на YouTube в свободный доступ.

Многие музеи и арт-проекты начали развивать digital-направления ещё до ограничений, вызванных пандемией коронавируса. Но, столкнувшись с непосредственным закрытием физических помещений, усилили работу над платными и бесплатными онлайн-проектами для посетителей, а также для внутренней работы и взаимодействия с другими институциями.

Несомненно, сложившиеся обстоятельства существенным образом повлияли на PR-деятельность учреждений культуры и дали толчок для дальнейшего внедрения онлайн-технологий. Изменился медиамикс — стали активно использоваться инструменты digital-коммуникаций, создаются адаптированные сайты, проводятся кампании в социальных сетях с использованием всех функционалов и возможностей. Очевидно, что эти тенденции будут сохраняться и развиваться после окончания эпидемии.

Список литературы

 

  1. Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности / С.Н. Бердышев. – М.: Дашков и К, 2017. – 228 с.
  2. Гусев Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э.Б. Гесув. – М.: Дашков и К, 2017. – 253 с.
  3. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Профиздат, 2016. – 480 с.
  4. Кальберт Ф. Маркетинг культуры и искусства / Ф.Кальберт. – М.: АРТПресс, 2014. – 256 с.
  5. Катлип С. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С.Катлип, А. Сентер, Г. Брум. – М.: Вильямс, 2016. – 624 с.
  6. Коленько С.Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства / С.Г. Коленько. – М.: Юрайт, 2017. – 370 с.
  7. Коноваленко В.А. Реклама и связи с общественностью / В.А. Коноваленко, Н.Г. Швед. – М.: Юрайт, 2017. – 384 с.
  8. Коноваленко В.А. Теория коммуникации / В. А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2017. – 415 с.
  9. Котлер Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф / – М.: Классика-XXI, 2004. – 510 с.
  10. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2019. – 496 с.
  11. Лорд Б. Менеджмент в музейном деле / Б. Лорд, Г. Лорд. – М.: Логос, 2016. – 256 с.
  12. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики/ под. ред Дукельского В. Ю. – М.: 2016. – 199 с.
  13. Музыкант В.Л. Основы интегрированных коммуникаций / В.Л. Музыкант. – М.: Юрайт, 2018. – 386 с.
  14. Переверзев М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев, Т.В. Касцов. – М.: Дрофа, 2017. – 192 с.
  15. Синяева И.М. Реклама и связи с общественностью / И.М. Синяева, О.Н. Романенко. – М: Юрайт, 2017. – 560 с.
  16. Суворов Н.В. Галерейное дело / Н.В. Сувовров. – М.: Лань, 2018. – 286 с.
  17. Торопова Е.О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции: монография / Е.О. Торопова. – СПб. : Март, 2017. – 43 с.
  18. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. – СПб.: Лань, 2019. – 496 с.
  19. Что-то новое и необычное: аудитория современного искусства в крупных городах России / отв. ред. А. Ю. Прудникова, науч. ред. Л. Е. Петрова. – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. – 400 с.
  20. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью / А.Н. Чумиков. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 520 с.
  21. Шулепова Э.А. Основы музееведения / Э.А. Шулепова. – М.: Академия, 2017. – 504 с.
  22. Юренева Т.Ю. Музееведение / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2017. – 560 с.

Статьи

  1. Абанкина Т.В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации // Музей будущего. – 2015. – Режим доступа: URL: http://www.future.museum.ru/part01/010501.htm
  2. Башарина Е. А., Хорева Л. В. Художественные выставки: инновационные технологии организации и проведения // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства. – 2016. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26449917
  3. Галеева Д. А. Масалова О. А. Опыт музеев Швеции в экспозиционно-выставочном пространстве // Сохранение историко-культурного наследия. – 2016. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28135441
  4. Грачева Е. С. Музейная деятельность в контексте PR-технологий: социокультурные тенденции // Вестник Поволжского института управления. – 2019. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-deyatelnost-v-kontekste-pr-tehnologiy-sotsiokulturnye-tendentsii
  5. Гриневич М. П., Бочина Н. А. Художественное проектирование выставок и экспозиций // Псковский центр народного творчества. – 2019. – Режим доступа: URL: http://ocntpskov.ru/wp-content/uploads/2019/04/Metodicheskie-rekomendatsii.pdf
  6. Малявкина И. В. Рекламные и PR-технологии как средство продвижения социально-культурных проектов // Журнал «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии». – 2015. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklamnye-i-pr-tehnologii-kak-sredstvo-prodvizheniya-sotsialno-kulturnyh-proektov
  7. Пашаева М. Р. Коммуникационная деятельность учреждений культуры и искусства // Журнал «Идеи и идеалы». – 2016. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnaya-deyatelnost-uchrezhdeniy-kultury-i-iskusstva-rezultaty-issledovaniya
  8. Порчайкина Н. В. К вопросу о классификации современных художественных выставок // Известия Алтайского государственного университета. – 2019. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-sovremennyh-hudozhestvennyh-vystavok
  9. Соколов К. Б. Осокин Ю. В. Художественный рынок и границы искусства // Общественные науки и современность. – 2015. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23906610
  10. Черняева И. В. Рынок произведений искусства в России: ключевые понятия исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2016. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23906610
  11. Чижиков В. В. Современное учреждение культуры: механизмы управления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-uchrezhdenie-kultury-mehanizmy-upravleniya
  12. Шекова Е. Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. – 2016. – Режим доступа: URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=31135&p=attachment

Интернет-ресурсы

  1. Анциперова М. В. Как музеи продвигают себя в эпоху Instagram и YouTube // The Blueprint. – 2019. – Режим доступа: URL: https://theblueprint.ru/culture/marketing-in-art
  2. Девять метрик реальной эффективности события // Профильный портал «Event Live». – 2019. – Режим доступа: URL: https://event-live.ru/articles/shpargalka/shpargalka-1_471.html
  3. Искусство подождёт окончания эпидемии // Коммерсант. – 2020. – Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4291835
  4. Музей Эрарта запускает флешмоб «Усы Дали» // Эрарта. – 2018. – Режим доступа: URL: https://www.erarta.com/ru/museum/news/detail/news-03506/
  5. Почему в России регистрируется рекордная посещаемость музеев? // ARTinvestment. – 2017. – Режим доступа: URL: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20170410_museum_visitors_in_russia_stats.html
  6. Почему в российские музеи выстраиваются такие очереди? Отвечает искусствовед Ольга Свиблова // Медуза. – 2016. – Режим доступа: URL: https://meduza.io/feature/2016/12/16/pochemu-v-rossiyskie-muzei-vystraivayutsya-takie-ocheredi
  7. Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше // The Art Newspaper Russia. – 2019. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26449917
  8. Смольякова Д. В. Яна Зяблина: «Журналистам нужна свобода» // PRexplore. – 2016. – Режим доступа: URL: https://prexplore.ru/expert-advice/yana-zyablina-interview/
  9. Что произошло на мировом арт-рынке в 2018 году // Галеря G1. – 2019. – Режим доступа: URL: https://g1.gallery/ru/feed/articles/2019/01/01/what-happened-to-the-art-market-in-2018-main-results-biggest-deals-large-numbers-693/

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru