Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Информационная безопасность государства в цифровую эпоху

Информационная безопасность в цифровую эпоху: тенденции и риски

Развитие информационных технологий привело к значительным изменениям во всех областях и сферах. Сегодня в научной среде сформировалось множество понятий, характеризующих тенденции жизни социума: «постэкономическое», «постиндустриальное», «электронная, сетевая эра», «цифровая эпоха», все эти понятия определяют вектор и суть общественного развития. Ускорение темпов технологического прогресса, быстрота распространения информации, непредсказуемый и слабо контролируемый синергетический эффект данных процессов, создаёт угрозы информационной безопасности, что требует непрерывных исследований.

В своём историческом развитии общество проходило несколько стадий, которые были и являются предметом обсуждений учёных из различных научных областей: философии, экономики, социологии, маркетинга и других. В частности, существует множество концепций по данной тематике, с разным уровнем обобщения, однако большинство сходятся на том, что индустриальное общество, где ключевое значение имела промышленность, в конце XIX – начале XX века сменилось на постиндустриальное, характеризующееся повышением значения сферы услуги, ценностью человеческого капитала и ориентацией на потребности людей, основоположном данной концепции стал социолог Д. Белл[1].

Во второй половине XX века формируется новая стадия развития, при которой всё больше на различные научные, социальные, производственные, культурные и духовные сферы влияют информационные процессы: массовое книгопечатные, развитие печатных СМИ, радио и телекоммуникации, а позже – появление компьютеров и интернета. В сложившихся условиях информация становится наиболее ценным продуктом, обеспечивающим деятельность общества. Как отмечал японский футуролог Ё. Масуда «появляется новый тип человека – «homo intelligens» – «человек знающий», воплощающий в себе творца, носителя информации и знания»[2].

Стремительное развитие компьютерных технологий и интернета привело к повышению интеллектуальных возможностей людей, обеспечило неограниченный доступ к информации, освободила от многих рутинных дел. Кроме того, оказав беспрецедентное влияние на мировую экономику породило новый процесс – глобализации, при котором стираются границы между государствами. Информация, преодолевая национальные и иные преграды структурирует общество по сетевому принципу. Это с одной стороны оказывает положительное влияние, предоставляя доступ к многочисленным интеллектуальным ресурсам, а с другой – вызывает ряд проблем, в частности, связанных с сокращением суверенитета, снижением качества информации, сложностью её структуризации, а также возникновением психологических феноменов[3].

Тотальное проникновение компьютерных систем и интернета во все сферы человеческой жизни привело к переходу на новую стадию – цифровую эпоху. Её отличие от информационного общества состоит в трансформации роли информации: теперь на первый план выходит не она сама как таковая, а цифровой способ её обработки, хранения и распространения. Электронное опосредование сегодня характерно практически во всех социальных взаимоотношениях, при котором передача и восприятие данных происходит на основе IT и digital-технологий[4].

Необратимость данных процессов подтверждается данными статистики по количеству интернет-пользователей. Сегодня интернетом пользуются 4,57 миллиарда человек по всему миру, что составляет почти 60 % от общей численности мирового населения[5]. Искусственный интеллект, большие данные, машинное обучение, блокчейн, нейро и квантовые технологии, облачные решения, многочленные цифровые продукты, виртуальная валюта – цифровая среда ежегодно наполняет нас новыми понятиями и терминами, появляется новый digital-язык[6].

Существенную роль в становление цифрового общества внесли социальные сети и мессенджеры, которые существенным образом пересмотрели соотношения между личным и публичным, реальным и виртуальным. В настоящее время аудитория соцсетей насчитывает 3,96 миллиарда пользователей во всём мире[7]. Их появление стало естественным продолжением цифровизации, предоставив возможности не только общаться и передавать информацию, но и формировать сетевые сообщества, реализовать безграничные коммуникации. Если ещё не так давно информация передавалась на основе культурных особенностей и традиций, а каналы были однотипны и ограничены, то сегодня стало очевидно, что главным является интернет[8].

Цифровая эпоха совершила экспансию в жизнь и деятельность государства, юридических и физических лиц. В сфере промышленности автоматизированные системы полностью контролируют процессы производства, значительная часть бизнеса ведётся посредством интернета, практически отсутствует «первичка» (бумажные носители документов, которые в случаи сбоя IT-систем позволили бы восстановить данные), частные лица не представляют свою жизнь без смартфонов, социальных сетей и онлайн-транзакций.

В условиях быстрых сетевых обменов, интересы субъектов, участвующих в процессах цифрового взаимодействия, состоят в том, чтобы, с одной стороны, их персональные данные, а также информация, касающаяся экономических, политических и частных сторон деятельности были легко доступны, а с другой – надёжно защищены. Уничтожение, неправомерное использование, фальсификация, разглашение, нарушение правил обработки информации наносят моральный и материальный ущерб, угрожают стабильности и независимости[9]. В этой связи сегодня остро стоят вопросы обеспечения информационной безопасности.

Проблемы защиты информации волновали людей с древних времён, ещё в VI веке до нашей эры китайский военачальник Сунь-Цзы «изложил ряд информационно-интеллектуальных приёмов ведения военных действий»[10], в XVI веке философ Н. Макиавелли «сформулировал информационно-психологическую концепцию, где изложил принципы внедрения информационного противоборства в политической сфере»[11]. История знает множество примеров информационно-пропагандистских акций, основанных на дезинформации и утечке данных.

Особую актуальность информационная безопасность стала приобретать в XX веке, когда от физической защиты информации начинается переход к техническим средствам, сначала с применением радиолокационных установок, а затем электронно-вычислительных машин. С появлением первых компьютеров в 1950-х годах, началом эры интернета, когда в 1969 году группе американских учёных удалось установить канал передачи данных с одного компьютера на другой через кабель, а далее с развитием глобальных информационных сетей и космических разработок после 1985 года, возникает множество опасностей и угроз для государства и социума[12]. В условиях современной информационной инфраструктуры, созданной к 2021 году, знаменитая фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» приобретает новое, технологическое, значение.

Информационная безопасность: понятие, принципы, классификация

В широком смысле информационная безопасность представляет собой совокупность средств и методов защиты информации и поддерживающей её инфраструктуры от преднамеренного или случайного воздействия, в обоих случаях владелец (государство, бизнес, физические лица) данных несёт те или иные убытки. Её ключевыми принципами являются:

  • целостность информационных данных – сохранность изначального вида и структуры в процессе хранения и передачи, это означает, что изменять или удалять информацию может только её владелец или лица с официальным доступом;
  • конфиденциальность данных – информация доступна только тем пользователям, которые прошли идентификацию и включены в данную информационную систему;
  • доступность – информация, которая находится в свободном доступе, должна предоставляться пользователям, обладающим соответствующими правами, беспрепятственно и своевременно;
  • достоверность – принадлежность информации конкретному владельцу, который в свою очередь является её источником[13].

Под безопасностью информации понимается такое её состояние, при котором исключена возможность внешнего или внутреннего влияния на целостность данных и доступа лицам, не имеющим соответствующих прав. Чем больше цифровые технологии становятся частью нашей жизни, чем сложнее их система, тем больше они уязвимы. Так, по данным на середину 2020 года в нашей стране число преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий выросло на 94,6%[14]. На сегодняшний день существует множество видов угроз информационной безопасности, которые классифицируются по различным признакам:

  • по источнику угроз (внутренние и внешние);
  • по характеру нарушения (конфиденциальность данных, сбой IT-систем, дезинформация);
  • по фактору возникновения (естественные – стихийные бедствия, пожар, наводнения; человеческие мотивы);
  • по мотивации (злонамеренные и незлонамеренные);
  • по размерам ущерба (незначительные, значительные, критичные);
  • по степени воздействия (пассивные – без изменения данных, активные – с изменением информации, структуры или системы);
  • по объекты воздействия (нацеленные на всю информационную систему или на отдельные компоненты)[15].

В рамках данного лонгрида мы будем придерживаться классификации угроз информационной безопасности, представленной на рисунке.

Классификация угроз информационной безопасности

Угрозам информационной безопасности государства будет посвящён следующий раздел, здесь же проанализируем противоправные действия в отношении бизнеса и физических лиц. Разглашение информации – умышленное (реже – неосторожное) распространение, предоставление, передача, пересылка, публикация (в СМИ, на сторонних сайтах, порталах и в соцсетях) информации, которая привела к ознакомлению с ней лиц, не допущенных к сведениям лиц. Причинами утечки и разглашения информации чаще всего является слабая организация мероприятий по обеспечению её сохранности, недостаточная осведомлённость сотрудниками правил защиты данных, использование устаревшего технического обеспечения, слабый контроль за соблюдением правил безопасности.

Утечка конфиденциальной информации представляет собой бесконтрольный выход данных за пределы той или иной информационной системы или круга лиц, которым они были доверены. Она может быть следствием злонамеренного и случайного разглашения, и осуществляться через программно-технические средства или инсайдеров.

Несанкционированный доступ – наиболее распространённый вид угроз, который заключается в преднамеренном и противоправном доступе к информации, с целью получения данных, нарушения целостности, уничтожения или сбоя систем. Данный вид угроз реализуется с помощью выведывания, подслушивания, наблюдения, хищения, копирования, подделки, подключения, перехвата, а также сетевых атак (DoS, вирусы, черви, трояны).

В настоящее время физические лица также подвергаются информационным угрозам. GPS-навигаторы, мобильные телефоны, компьютеры, социальные сети с одной стороны облегчают жизнь людей, а с другой активизируют действия сталкеров (сталкинг – навязчивое преследование, кибреслежка со стороны одного лица или группы, по сути, это форма домогательства и запугивания). Противоправные действия могут включать угрозы, клевету, шантаж, хищение конфиденциальной информации и дальнейшее распространение в онлайн-среде.

Сегодня широкое распространение имеет мошенничество в отношении частных лиц, с применением информационных технологий, например, фишинг (перехват паролей, вредоносные ссылки, раскрытие персональных данных), вишинг (кража данных через звонки на смартфоны), смишинг (вредоносные ссылки через смс и мессенджеры), DoS-атаки, фарминг (неочевидное перенаправление на небезопасные сайты), Trojan-Banker (кража данных онлайн-банка и банковских карт).

Подводя итог, отметим, что тотальная цифровизация государства, производства, бизнеса и общества привела к возникновению многочисленных угроз, связанных с уничтожением и неправомерным использованием информации. В этой связи деятельность в области информационной безопасности становится как никогда актуальной, и требует разработки средств и методов защиты данных и инфраструктуры от преднамеренного или случайного воздействия.

Обеспечение информационной безопасности государства

Процессы цифровизации и глобализации актуализируют проблемы информационной безопасности государства. В мире интернета, инноваций, единого мирового информационного пространства, где объёмы данных увеличиваются с невероятной скоростью, с каждым годом становится всё труднее контролировать и управлять их массивами, в целях противодействия угрозам, сохранения стабильной внутриполитической и социальной ситуации в стране. В сложившихся обстоятельствах разработка технологий, защищающих от враждебного проникновения, приобретает категорическую значимость. Как отмечает профессор А.В. Крутских: «основная озабоченность в сфере обеспечения международной информационной безопасности связана с возможностью применения информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности»[16].

Научное международное сообщество до сих пор, несмотря на многолетнюю практику использования термина «информационная безопасность государства» не пришло к единому пониманию сущности данного понятия. Выделают два основных подхода: при первом – под информационной безопасностью понимается информационно-технические и информационно-психологические аспекты, в частности, в России, Китае и ряде других стран придерживаются следующего определения: «информационная безопасность государства – это состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве»[17].

При этом в США трактовка данного термина ограничивается только технологическими аспектами и определяется как «защита информации и информационных систем и сетей от несанкционированного доступа, использования, раскрытия, повреждения, внесения изменений или уничтожения в целях обеспечения целостности, конфиденциальности и доступности»[18].

Информация для государства – это прежде всего стратегический ресурс, определяющий функционирование различных областей, которые в нынешних условиях приобрели статус публичности, где любые события, из нижеперечисленных сфер, подлежат огласке:

  • экономическая сфера – современная экономика характеризуется не только уровнем фактического производства, но и престижем страны на мировой торговой арене, доверием к внутренним экономическим институтам, это своего рода маркетинг, где объектом выступает государственная экономика как бренд («made in»);
  • сфера международной политики – международные отношения от физического противостояния перешли в информационную борьбу, где первостепенную роль играют дипломатия и медиа;
  • сфера средств массовой информации – использование СМИ для формирования выгодной точки зрения по тому или ному вопросу, или прямому давлению на политические институты;
  • сфера внутренней политики – выборность государственной власти является территорией для информационного противостояния, где информация может как возвысить, так и уничтожить политическую карьеру, а также в целом изменить траекторию политической ситуации в стране;
  • оборонная сфера – как инновационная и высокотехнологичная отрасль, она напрямую зависит от целостности, ограниченности, конфиденциальности и сохранности данных, а также контроля над информационными потоками[19].

Развитие технологий и программного обеспечения, хранение практически всей информации на цифровых носителях, появление множества каналов и средств коммуникации, высокая скорость передачи информации, её нелимитируемость, неконтролируемость, повсеместность, вариативность интерпретаций, а также снижение качества и достоверности, формирует множество угроз системам и интересам государства. В качестве субъектов деструктивных действий могут выступать другие государства, спецслужбы, бизнес-структуры, инсайдеры, криминальные группы, шпионы, активисты, спамеры, хакеры и террористы[20].

Угрозы информационной безопасности связаны с противоправными действиями, направленными на объекты информационной инфраструктуры страны, а именно – на программно-аппаратные, сетевые и информационные компоненты, которые поддерживают функциональность значимых сфер государства: интернет, информационное пространство, телекоммуникационные сети, компьютерные системы и программы, процессоры и системы управления, по причине их уязвимости[21].

Обобщая информацию из различных источников[22], выделим основные угрозы информационной безопасности государства: информационные войны, кибератаки, кибершпионаж, киберпреступность, кибертерроризм, распространение секретной информации (действие инсайдеров):

  • информационные войны – действия, целью которых является создание информационного превосходства, воздействия на противника с помощью вмешательства в информационные процессы, деятельность местных СМИ, психологических кампаний в соцсетях, формирования выгодного общественного мнения (например, «Арабская весна», где прослеживались признаки информационного воздействия на массы, в том числе с помощью современных методов коммуникации);
  • кибератаки – представляют собой наступательные спецоперации с целью физического воздействия (уничтожение, искажение, фальсификация) на информацию или информационно-технологическую инфраструктуру, которые могут варьироваться от отключения сетей и «отказа в доступе», до атак на ключевые системы и сети, выводя их из строя (например, кибератака на британский парламент, целью которой было получить доступ к электронной почте парламентариев и сотрудников);
  • кибершпионаж – воздействие на программы, системы и компьютерные сети с целью получения доступа к военной, оборонной, дипломатической или экономической информации (например, вывод из строя около тысячи ядерных центрифуг в Иране с помощью компьютерного вируса «Stuxnet);
  • киберпреступность – противозаконные действия, связанные с использованием компьютерных систем, в целях получения личной и финансовой выгоды (прибыли), в том числе кража персональных данных, интеллектуальной собственности и мошенничество (например, вирус «WannaCry», который затронул 150 стран, в том числе и Россию, предположительно созданный киберподразделением северокорейской разведки);
  • кибертерроризм – компьютерная атака, нацеленная на запугивание и принуждение (правительства или граждан) совершить те или иные политические действия (например, запрещённые террористические группировки активно используют интернет в своих противоправных действиях, в том числе для атак и пропаганды экстремистских идей);
  • распространение секретной информации – действия инсайдеров, которые используют свой доступ к секретным данным и осуществляют их передачу государству-противнику, хакерам, террористам или другим лицам, исходя из своих мотивов и убеждений (например, утечка секретных данных США, предоставленных военнослужащим Б. Мэннингом организации «Wikileaks»).

Таким образом, реализация деструктивных действий в информационной среде угрожает национальной безопасности, суверенитету и независимости, подрывает стабильность, внутренний строй, порождает размытие единого информационного и правового пространства, вытесняет СМИ и информагентства с внутреннего рынка, часто является причиной ксенофобии, продвижения идей исключительной нации, нетерпимости и пропаганды экстремистского поведения. Для наглядности представим в виде таблицы угрозы информационной безопасности государства.

Угрозы информационной безопасности государства

Нельзя не отметить, что информационная безопасность предполагает профессиональную деятельность соответствующих государственных управлений и ведомств, в частности, в нашей стране она осуществляется Советом безопасности, Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки, Министерством обороны, Роскомнадзором и другими органами. Кроме того, разработаны нормативные документы, которые призваны обеспечить национальную безопасность страны, среди них Доктрина информационной безопасности, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», Федеральный закон «О персональных данных», Федеральный закон «О критической информационной инфраструктуре».

Так, например, согласно Доктрине, основные направления обеспечения информационной безопасности государства заключаются в следующем:

  • организация надёжного функционирования информационной инфраструктуры;
  • пресечение противоправных действий, которые наносят ущерб информационной безопасности;
  • повышение уровня защищённости объектов информационной инфраструктуры страны;
  • повышение уровня защищённости информационного поля, путём доведения до внутренней и внешней общественности официальной информации о государственной политике и событиях в стране;
  • развитие отрасли инновационных и информационных технологий, а также электронной промышленности, ликвидация зависимости от зарубежных технологий;
  • содействие формированию международно-правовых механизмов и системы международной информационной безопасности и другие[23].

Таким образом, информационная безопасность государства представляет собой защиту его интересов, суверенитета и территориальной целостности от дестабилизации и угроз информационно-технического и информационно-психологического характера в информационном пространстве. Основными противоправными действиями здесь являются информационные войны, кибератаки, кибершпионаж, киберпреступность, кибертерроризм, распространение секретной информации.

Проблемы информационной безопасности государства в современной медиасреде

Стремительное развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации привело к появлению глобальных проблем, связанных с ролью и местом средств массовой информации в информационной безопасности государства. В условиях современной цифровизации, где информация стала важнейшим ресурсом развития, а многочисленные процессы в обществе определяются информационной средой, повышается целенаправленное, неправомерное воздействие на неё со стороны внешних и внутренних источников, которые могут нанести существенный ущерб стабильности и суверенитету.

Глобальная и локальная медиасреда охватывает социальные институты, духовную и материальную культуру, общественное сознание, всё то, что социализирует и окружает человека ежедневно. Через посредничество средств массовой коммуникации – печать, телевидение, радио, электронные медиа, блогосфера, социальные сети, а также многообразие информационных каналов, журналистов, инсайдеров, неформальных коммуникаций, она связывает людей с окружающим миром, информирует, оказывает идеологическое, нравственное, эстетическое, организационное и экономическое воздействие на поведение, мнение, суждение и оценки с помощью генерируемых инфоповодов[24].

Значение средств массовой информации, как субъектов медиасреды, в деятельности по обеспечению информационной безопасности государства характеризуется множеством аспектов, в частности:

  • средства массовой информации в значительной степени влияют на стабильность в обществе (медиа экстремистского характера, агрессивной оппозиции, контент различных СМИ при подготовке цветных революций и при ведении информационных войн);
  • формируют общественное мнение в отношении власти, а также тех или иных общественно-политических событий и процессов;
  • формируют общество, в зависимости от публикуемых материалов, и могут как сохранять национальные интересы, ценности, традиции и идентичность, так и пропагандировать насилие;
  • создают имидж страны, как внутренний, так и внешний[25].

Ключевой задачей средств массовой информации в обеспечении информационной безопасности государства является поддержание постоянной циркуляции достоверной, неискажённой информации, поддержание её качества и соблюдение прав и интересов субъектов её получения. Отсюда вытекает их главная цель – информационное обеспечение демократии.  СМИ как инструмент влияния на массовую аудиторию, должны тщательно отбирать транслируемую по своим каналам информацию, так как непроверенные факты могут нанести ущерб жизнедеятельности государства и общества.

В современной цифровой эпохе власть информации становится основой для воздействия и управления обществом, уходят на второй план влияние государственного принуждения и денег. Это повышает количество угроз информационной безопасности страны в медиасреде, на сегодняшний день основными из них являются:

  • расширение масштабов использования методов информационно-психологического воздействия в медиа спецслужбами отдельных государств, целью которых является дестабилизация социальных и политических процессов в различных регионах, при этом к этой деятельности активно привлекаются этнические, религиозные и другие общественные организации;
  • повышение в зарубежных СМИ материалов, содержащих недостоверную или предвзятую оценку политики другого государства, в частности России, дискриминация национальных общественного-политических изданий и препятствия для работы журналистов;
  • наращивание информационно-коммуникационного воздействия на население другого государства, в целях смещения национальных ценностей и ориентиров;
  • профессиональные и непрофессиональные информационные вбросы с целью формирования общественного мнения, эскалации ситуации, резонанса или эмоциональной реакции;
  • использование медиасреды экстремистами и террористическими группировками для воздействия на групповое и индивидуальное сознание, с целью разжигания межнациональной и религиозной ненависти, продвижения идеологии, а также вербовки и привлечения сторонников[26].

В последние годы под воздействием научно-технического прогресса медиасреда претерпела существенные изменения, что негативным образом отразилось на информационной безопасности государства. Развитие цифровых технологий, диджитализация прессы, огромная популярность социальных сетей привели к масштабной трансформации индустрии, изменив методы создания медиапродукта. Печатные издания больше не нуждаются в огромных тиражах, а в режиме реального времени публикуют материалы в своих электронных версиях и блогах, взаимодействие людей со СМИ переместилось в глобальные сетевые каналы. Если раньше последние новости узнавали из газет, то сейчас традиционные СМИ не являются многопалостями в распространении информации.

Сегодня каждый человек, который имеет большое количество подписчиков в социальных сетях, может играть роль СМИ (хоть и не с юридической точки зрения). Блогеры, инфлюенсеры, паблики самостоятельно распространяют информацию и различные мнения, и благодаря своим страницам могут воздействовать на массы, перестают существовать границы между создателями контента и традиционной прессой. Для 70% интернет-пользователей мессенджеры, соцсети и Telegram-каналы являются на сегодняшний день единственным источником информации[27]. В сложившихся условиях, когда любой пользователь может выполнять функции журналиста, возникают серьёзные проблемы в области достоверности и качества данных. Децентрализованная информационная система интернета и соцсетей усложняет контроль над распространением контента, что делает информационное поле уязвимым для внешних и внутренних угроз.

Формирование глобального информационного пространства существенно усилило применение стратегическими противниками противоправных действий в медиасреде. Современное информационное оружие не имеет территориальных границ, интернет-пространство, из-за своей доступности и уязвимости, позволяет оппонентам наносить «удары» из любого места в любое время, часто перерастая из разовых атак в гибридные войны. В сложившихся условиях происходит рост различных информационных кампаний в социальных сетях, направленных на манипуляцию общественным мнением по актуальным политическим, социальным, экономическим и другим вопросам.

Ещё одна проблема заключается в том, что новые многочисленные каналы коммуникации, объёмы и скорость распространения контента, приводят к избытку информации. В этой связи человек постепенно начинает терять способность анализировать и критически подходить к оценке контента, легко доверяя любым новостям, идеям и позициям[28]. В этой связи такой инструмент информационной войны как «fake news» становится наиболее эффективным методом воздействия на противника в информационной среде, создающим параллельную медиареальность.

Таким образом, можно отметить, что в связи со стремительным технологическим развитием, расширением каналов коммуникации и диджитализацией медиасреды, снижается информационная безопасность государства, усиливаются такие угрозы как наращивание информационного воздействия в СМИ на государство-противника; повышение количества вбросов и недостоверных материалов; дискриминация национальных медиа и журналистов; снижение качества контента; рост различных манипуляционных кампаний в социальных сетях; потеря способности аудитории критически оценивать и анализировать информацию.

Источники

[1] Асеева И.А. Этические вызовы цифровой эпохи // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 203.

[2] Асеева И.А. Этические вызовы цифровой эпохи // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2019. – № 3. – С. 204.

[3] Лисенкова А.А. Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект // Российский гуманитарный журнал. – 2018. – № 3. – С. 218.

[4] Экономическое развитие в цифровую эпоху / А.С. Аброскин, Ю.К. Зайцев, Г.И. Идрисов, А.Ю. Кнобель, Е.А. Пономарева. – М.: Дело, 2019. – С. 49 с.

[5] Как COVID-19 изменил интернет и нас. URL: https://www.web-canape.ru/business/kak-covid-19-izmenil-internet-i-nas-statistika-interneta-i-socsetej-posle-pandemii/.

[6] Малинина Т.Б. Человек в цифровую эпоху // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. – 2018. – № 3. – С. 147.

[7] Как COVID-19 изменил интернет и нас. URL: https://www.web-canape.ru/business/kak-covid-19-izmenil-internet-i-nas-statistika-interneta-i-socsetej-posle-pandemii/.

[8] Нуреев Р.М. Три этапа становления цифровой экономики / Р.М. Нуреев, О.В. Карапаев // Вопросы регулирования экономики. – 2019. – № 2. – С. 10.

[9] Асаул В.В. Обеспечение информационной безопасности в современных условиях формирования цифровой экономики / В.В. Асаул, А.О. Михайлова// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 4 (38). – С. 8.

[10] Петров В.П.  Информационная безопасность человека и общества. – М.: Энас, 2017. – С. 54.

[11] Там же. – С. 55.

[12] Нуреев Р.М. Три этапа становления цифровой экономики / Р.М. Нуреев, О.В. Карапаев // Вопросы регулирования экономики. – 2019. – № 2. – С. 10.

[13] Искаев М.Ф.О внутренних угрозах информационной безопасности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 5 (83). – С. 26.

[14] В МВД опубликовали данные о состоянии преступности в России за 7 месяцев 2020 года. URL: https://rg.ru/2020/08/19/mvd-v-2020-godu-chislo-kiberprestuplenij-v-rossii-vyroslo-na-946.html/.

[15] Уткин В.Б. Информационные системы и технологии в экономике / Уткин В.Б., Балдин К.В. – М.: Юнити-Дана, 2017. – С. 103.

[16] Крутских А.В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности.  URL: http://intertrends.ru/old/thirteen/003.htm.

[17] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.  URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html.

[18] Federal Information Security Modernization Act, December 18, 2014. Subchapter III – Informationa Security. § 3542. Definitions. URL: https://csrc.nist.gov/topics/laws-and-regulations/laws/fisma.

[19] Баранова Е.К. Информационная безопасность и защита информации / Е.К. Баранова, А.В. Бабаш. – М.: ИНФРА-М, 2021. – С. 182-183

[20] Ищейнов В.Я. Информационная безопасность и защита информации. – М.: КноРус, 2021. – С. 99

[21] Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26 июля 2017 г.  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/.

[22] Международная информационная безопасность: Теория и практика: В трех томах. / Под общ. ред. А.В. Крутских. – М.: Аспект Пресс, 2021. 384 с.; Международная безопасность: Глобальные и региональные акторы / Отв. ред. М.М. Лебедева, Ю.А. Никитина. – М.: Аспект Пресс, 2020. 312 с.; Прохорова О.В. Информационная безопасность и защита информации. –  СПб, Лань Пресс, 2020, 124 с.; Смирнов А.И. Современные информационные технологии в международных отношения. – М: МГИМО-Университет, 2017. 341 с.; Федоров А.В. Информационная безопасность: политическая теория и дипломатическая практика: монография / А.В. Федоров, Е.С. Зиновьева. – М.: МГИМО-Университет, 2017. 357 с. и др.

[23] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.  URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html.

[24] Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной цивилизации: избранные статьи. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. – С. 59.

[25] Осавелюк Е.А. Информационная безопасность государства и общества в контексте деятельности СМИ. – СПб: Лань, 2020. – С. 42.

[26] Вихрова О.Ю. СМИ и информационная безопасность ЕАЭС.  URL: http://www.mediascope.ru/2613.

[27] Кто к нам с мячом идёт: эксперты и журналисты обсудили, как обеспечить информационную безопасность. URL: https://rg.ru/2020/11/18/eksperty-soiuznogo-gosudarstva-obsudili-kak-obespechit-informacionnuiu-bezopasnost.html.

[28] Архангельская И.Б. Фейк-ньюс в доцифровую и цифровую эпохи / И.Б. Архангельская, А.С. Архангельская // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 3. – С. 96.

Опубликовано: 24.11.2021

 

 

Яндекс.Метрика