Ведение переговоров является одним из важнейших современных профессиональных навыков (soft skills). Независимо от того, ведёте ли вы их с партнёрами по бизнесу или с руководством о повышении заработной платы, переговоры, в той или иной форме, становятся почти ежедневным явлением.
Для некоторых это не составляет труда, возможно, вы ещё в детстве легко обменивали суп на конфеты, но если нет, то мы выделили 5 базовых этапов для подготовки к переговорам, которые приведут вас к успеху.
1.Получить знания
Независимо от того, насколько вы коммуникабельны и как эффективно умеете вести переговоры, важно заранее к ним подготовиться:
- определите, что конкретно вы хотите получить от переговоров;
- уточните, какие результаты вас точно не устроят;
- узнайте, кто из участников переговоров может вам помешать добиться цели;
- будьте компетентными, проверьте цифры и данные, уточните детали, ещё раз прочитайте договор.
Это работает не только во время деловых переговоров, но и в частной жизни. Представьте, что идёте покупать диван и общаетесь с опытным продавцом. Подумайте, какую именно модель вы хотите, действительно ли вам нужны все эти пуфики, столики, чехлы и другие аксессуары. Заранее определившись с покупкой, вы выберете нужную и подходящую вещь, без дополнительных затрат.
2.Достигнуть понимания
Ведёте ли вы переговоры один на один или с группой людей, вам необходимо понимать позицию оппонента. Важно прислушиваться к альтернативной точке зрения, понимать мысли, интересы и поведение другой стороны, с психологической точки зрения это поможет говорить на языке соперника и расположить его к себе.
Еще до начала переговоров узнайте как можно больше об оппонентах:
- что они ценят;
- что категорически не примут;
- каковы их мотивы;
- какие у них хобби, интересы и ценности.
3.Мыслить критически
Во время серьёзных переговоров ваши оппоненты будут использовать различные методы: манипуляцию, введение в заблуждение, уловки и другие приёмы, поэтому критическое мышление является основным навыком в данном деле. Используйте дополнительные исследования, факты, целевую информацию для опровержения и противодействия влиянию.
4.Проанализировать ценность
Прежде чем вступать в переговоры, изучите финансовый аспект. Здесь речь идёт не о конкурентной сумме сделки, а о полезности, дивидендах от инвестиций. Оцените, действительно ли указанная стоимость объективна, какие перспективы, дальнейший рост или выгоды за ней последуют. Как говорил знаменитый предприниматель Уоррен Эдвард Баффетт: «Цена – это то, что вы платите, а ценность – это то, что вы получаете».
Если вы ведёте переговоры с вашим руководством о повышении заработной платы, то сосредоточьтесь на значимости вашей работы, а не конкретной сумме в рублях. Например, подготовьте отчёты о проделанной вами деятельности в рамах создания проекта, обозначьте, каких успехов вы добились, расскажите о планах на будущее. Это повысит вашу ценность, а значит и стоимость.
5.Уверенность
Итак, вы всесторонне подготовились к переговорам, узнали и проанализировали своих оппонентов, с помощью критического мышления оценили возможные методы воздействия, определили ценность, теперь вы должны обладать самым важным – уверенностью.
Уверенность позволит вам не только добиться положительного результата и победы, но и точно знать, когда стоит отказаться от сделки или взять паузу, в случаи если ситуация всё же оборачивается не вашу пользу. Уже после этого вы сможете решить, следует ли возобновлять переговоры или отменить их, работая с кем-то, кто более соответствует вашим конечным целям.
Фото: Tirachard Kumtanom
Комментарии отключены.